Семья: типология семья, особенности и функции. Каковы цель и задачи семейного воспитания?
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Основными функциями семьи по отношению к обществу являются: • физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства; • воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; • производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 - 45 млн человек; • организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку; родительская функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.
Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи. Их осознание и учет в деятельности учителей и родителей помогут более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.
Задачи семьи состоят в том, чтобы :создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Рассмотрение целей семейного воспитания через развитие перечисленных воспитательных сфер позволяет выделить в этом виде педагогической деятельности родителей соответствующие задачи. Они объединены в три группы и в самом общем виде предусматривают:
1. Воспитательные задачи формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.
2. Образовательно-воспитательные задачи: осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений; формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.
3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.
Задачи семьи:1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.3. Открытость и доверительность отношений с детьми.4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Правила семейного воспитания:1. Запрещение физических наказаний.2. Запрещение читать чужие письма и дневники.3. Не морализировать.4. Не говорить слишком много.5. Не требовать немедленного повиновения.6. Не потакать и др.
Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.
В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.
Воспитательные функции семьи:1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.4. Семья обеспечивает преемственность традиций.5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.