Формирование личности – процесс целенаправленного ее становления под влиянием различных объективных факторов
Для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы (причины) этого развития.
2. Освещение проблемы развития личности в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.
В зарубежной педагогике и психологии в связи с решением проблемы личности и ее развития выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом и все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску», или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству.
Представители социологического направления утверждают, что человек рождается как существо биологическое. Однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Этот фактор они считают решающим в развитии человека.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое искусственное деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на всём образе её жизни.
В свою очередь, мотивы, интересы, цели как результаты социальной жизни личности придают ей силы для преодоления физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивости, стеснительности т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании личности очень сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека.
Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.
Процесс развития личности – сложный, противоречивый процесс. Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.
К таким конкретным противоречиям относятся, например: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.
Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.
3. Биологические факторы формирования личности.
Человек является природным существом. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на его формирование как личности. В чём же заключаются эти влияния?
Первое. Биологическое сказывается в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (имеются задатки способностей). Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, влияют на их личностное формирование.
Речь идёт о факторе наследственности. Наследственным является то, что передаётся от родителей детям через зародышевое вещество. Носителями наследственности являются гены. Задатки способностей человека передаются по наследству. Так, изучение родословной И.С. Баха показало, что на протяжении 300 лет в его роду было свыше 20-ти выдающихся музыкантов.
Но процесс развития личности – не простое повторение наследственных фондов. Развитие идёт через борьбу наследственности и приспособления к условиям жизни. Этим объясняется то, что не все задатки способностей человека развиваются.
Благодаря фактору наследственности человеку может передаваться предрасположенность к отдельным заболеваниям (таким, как сахарный диабет, болезни сердца и т.п.). Причём, она может проявиться через 20-30 лет после рождения человека.
Второе. Многие индивидуальные особенности человека как личности определяются врождённым биологическим фактором. Для человека важно то, как шло его формирование во внутриутробном периоде. Инфекции, перенесённые матерью, применение ею сильных лекарственных средств, употребление спиртных напитков, курение, травмы могут привести к определённым дефектам в развитии человека, что сказывается на становлении его как личности.
Третье. Биологическим фактором развития личности является состояние здоровья человека. Приобретённые болезни (слепота, глухота, полиомиелит), травмы негативно сказываются на развитии человека как личности.
Установлено, что биологически человек имеет весьма большие возможности. Но свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 процентов.
Поэтому в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С.Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.
Педагогу следует помнить и о том, что роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.
Таким образом, наука не отрицает влияния биологического на развитие личности. Однако это влияние нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве.
Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу К.К.Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре.
4. Влияние окружающей среды на развитие человека
В понятие «среда» в широком значении входит вся совокупность внешних условий, необходимых для жизни и развития человека, личности. К ним относятся как естественные (природные), так и общественные (социальные) условия жизни.
Естественные условия жизни человека являются источником необходимых для него веществ – воды, воздуха, пищи. При этом сам человек воздействует (положительно или отрицательно) на окружающую природную среду. Например, в результате Чернобыльской трагедии загрязнены 39 районов России, Украины, Белоруссии.
На формирование человека как личности сильное воздействие оказывает социальная среда. Это: система общественных отношений, деятельность государственных органов, политические события, культура, созданная данным обществом. Названное относится к макро социальной среде (к макро социальному фактору).
Мезо социальный фактор – тип поселения, в котором живёт человек, этнокультурные условия жизни людей. (Этнический – принадлежащий к тому или иному народу)
Микро социальная среда – окружающие человека люди (друзья, семья, учителя), материальные условия жизни, обстановка, в которой живёт человек и пр. При этом самым главным формирующим элементом непосредственно окружающей ребёнка среды являются люди. Но не всякий человек занимает в жизни формирующейся личности значительное место, а только тот, в общении с которым ребёнок испытывает жизненную необходимость.
Из среды ребёнок берёт тот строительный материал, который отвечает его потребностям. При этом благодаря личному опыту, собственной активности и правильному воспитанию, даже в самых трудных условиях вырастают хорошие люди.
5.. Воспитание как важный фактор развития личности.
Социальная среда может влиять на развитие человека как стихийно, так целенаправленно Целенаправленные воздействия социальной среды носят название «воспитание». Его роль постоянно возрастает. В современных условиях трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.
Посредством воспитания человек овладевает наукой, способами профессиональной деятельности, формирует в себе необходимые моральные и эстетические качества.
Но при этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе педагогическая наука придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.
Понимание этого явления привело к тому, что все факторы развития и формирования личности, стали делить на две группы - внешние и внутренние. Факторы среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Биологические факторы и активность личности (самовоспитание) относятся к внутренним факторам.
Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих факторов. При этом воспитание играет важную роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию, его активная деятельность в конечном итоге определяют его развитие.
Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, с соответствующей поправкой на природные задатки.
Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной творческой деятельности. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной, гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания и взаимопомощи совместно действующих людей осуществляется эмоциональное развитие каждой личности.
Л Н Толстой сравнивал процесс развития человека с тем, как растет плодовое дерево: в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Человек только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его росту.
. То же самое можно сказать по поводу развития личности: внешние факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название «персонификация воспитания».
Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета воспитателями воздействий всех его факторов. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, привлекая их к активной деятельности и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определяющую роль в формировании личности.
2. Воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» в личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей.
3. В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.