Профессиональная этика педагога в контексте исторического развития: Ретроспективный анализ этико-педагогической мысли с античности до 19 века
Анализ этико-педагогических идей прошлого показывает, что уже в древности существовали как ее сторонники, так и противники. Так, Демокрит призывал строить процесс воспитания, сообразовываясь с природой ребенка. Среди методов воспитания представлены скорее методы взаимодействия и убеждения, чем наказания и принуждения. Этический рационализм отличает взгляды Сократа, требования к воспитателю и ученикам едины - это задача самопознания («познай самого себя»).
Вопросы профессиональной этики учителя впервые поставил М. Квинтилиан. Он не рекомендовал использовать принуждение в обучении.
· Марк Фабий Квинтилиан(ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.
· Подробно рассматривает вопросы педагогической этики Я.А.Коменский (1592-1670), обращая особое внимание на взаимоотношение педагога и воспитанника.он полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Я.А.Коменский «Великая дидактика»16 правил искусства развивать нравственность
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудростьюноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливостидобродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.
11. Развитиедобродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходимадисциплина.
Проблеме нравственных аспектов воспитания, гуманного отношения к детям особое внимание уделяли Ж.Ж. Руссо (1712- 1772),
И.Г. Песталоцци (1746-18270), Я.Корчак (1878-1942). Они были уверены, что любовь учителя к детям может решить все проблемы воспитания.
В истории отечественнойэтико - педагогической мысли данные вопросы были глубоко изучены теоретически и практически в работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского: только тот педагог может считаться профессионалом, который обладает педагогическим тактом, уважает личность воспитанника, стремиться развивать в ребенке все лучшее через привитие ему опыта добрых дел.
Л.С.Макаренко в сложное время борьбы за победу социализма в первые года советской власти, работая с беспризорными детьми, доказал реальность марксистского тезиса о формировании нового человека в новых исторических условиях. Он создал педагогику и этику коллективного детского труда и стал виднейшим теоретиком и практиком единой трудовой политехнической школы.
В.А.Сухомлинский, разрабатывая этико-педагогическую систему коллективных влияний с учетом неповторимой индивидуальности каждого ребенка, на практике утверждал, что всеобщее образование должно осуществляться при уважении и воспитании чувства собственного достоинства ученика, верил в одаренность и талантливость каждого растущего человека.
Таким образом, сформировали общие аспекты этики педагогического профессионализма современного учителя: уважение личности ребенка, его достоинства, постоянное проявление любви к ребенку в процессе обучения и воспитания.
4 Этическая мысль конца CIC и всего CCI века. Основные деятели и их вклад в развитие педагогической этики данного периода.
Этическая мысль конца 19 и всего 21 века рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций. (Достоевский Ф.М. , Л.Н.Толстой , В.С.Соловьёв , Н.А. Бердяев , С.Н.Булгаков и др.)
Начало 20 века - культ разума. Разум и наука подтвердили своё тождество в познании и подчинении сил природы.
Конец 20 века : 1)интерес к философии в области нравственности ; 2) всестороннее обоснование метафизических и позитивистских начал нравственности ; 3) разработка теоретических основ нравственности ; 4) обоснование мировоззренческого потенциала этики и её интеграций в социально-политической программы.
Этика 20-21 веков : 1) затрагивает жизнь человека во всех сферах ; 2) новые противоречия : поиск истины человеческого бытия ; 3) борьба с массовой культурой капитал. общества : насилие , эгоизм и др.
5 Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он зависит и формируется под воздействием многих факторов:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентаций,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья…),
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть «плюсы» и «минусы» его общения с обучающимися.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
-взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как равноправного партнера по общению,
-стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
-все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в «своих руках»,
- отсутствие веры, гибкости в возможности гуманной педагогики,
-предпочитает такие методы воздействия как: приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствие доверительности. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
-такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
-неорганизованность, неуверенность в принятии и отказ от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствие сплоченности в ученическом коллективе, эмоциональной удовлетворенности от общения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе,
-высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность),
-интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей)
-умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников,
-отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представляется классификация, В.А. Кан-Калика, в основе которой содержится социально - психологическое различие в способе распределения субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стиляхобщения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.
Стиль «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО».Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально - этических установок педагога. На таком уровне общения педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельности.
Стиль «ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ».Продуктивен и данный вид общения. В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.
Стиль «ЗАИГРЫВАНИЕ». Крайняя форма «дружеского расположения», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики.
Стиль «ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ».Во взаимоотношениях «учитель-ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении «вы (ученики) не знаете - я (учитель) знаю», в воспитании - «слушайте меня (педагога) - я старше, имеют опыт, ваши познания с моим несравнимы».Такая «дистанцированность» во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально - психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы.
Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц начинающих педагогическую деятельность).
Стиль «МЕНТОРСКИЙ, стиль «УСТРАШЕНИЕ». Негативные формы общения, назидательность, нравоучения, страх - разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и не желанию участвовать в диалоговых формах общения.
6 Конвенция о правах ребенка. Главная цель и назначение документа. Какие основные права ребенка закреплены в данном документе.
Положения конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция - это документ высочайшего педагогического значения.
Статья 8 . Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение
своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не до-
пуская противозаконного вмешательства.
Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем во-
просам, его затрагивающим.
Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право
включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого ро-
да, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.
Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или
незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ре-
бенка.
Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей.
Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих
уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие
личности, талантов, умственных и физических способностей.
2.3. Воспитание обучающихся в духе прав человека
Воспитание молодежи в духе миролюбия, уважения достоинства и прав
других людей, способности решать конфликты без использования открытых
и скрытых форм принуждения - одна из основных задач современного обра-
зования. Нельзя у воспитанника сформировать ненасильственное отношение
к другим людям, если сама педагогика и существующая практика школьной
и вузовской жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных
позициях.
Усвоение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что служит одной из психологических основ для самосовершенствования.
Существеннейшее значение в воспитательной работе учебного заведения имеет формирование у обучающихся такого качества, как миролюбие (означает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: способности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противоположному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «моими» и «твоими».