Структура методического анализа учебного материала

Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т. д.

Структурно - логический анализ. Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний учебных элементов их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Процедура и последовательность проведения методического анализа иного материала технических дисциплин следующие:

- подбор учебного материала;

- структурно-логический анализ учебного материала;

- методическая редукция учебного материала;

- определение состава предметно-познавательных действий учащихся

- выбор средств, методов и форм обучения;

- конкретизация обучающей и когнитивной целей;

- рефлексия методической деятельности.

Подбор учебного материала. Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструк­ции, научные статьи, справочная литература и т. п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

Один из вариантов структуры содержания учебного материала приведен на рис. 13 [6, с. 89].

Опорные понятия Прямые единичные связи Новые понятия

Рис 13. Вариант структуры учебного материала

Данная структура предполагает такую модель взаимосвязи деятельности преподавателя и учащихся, для которой характерны требование преподавателя и выполнение учащимися этого требования. Такая деятельность характерна для метода диалогического изложения.

21. Методическое конструирование предметно-знаковых систем. Конструирование спецификации учебных элементов и графа учебной информации. Методика разработки опорного конспекта.

В процессе обуч-я педагог наряду с учебниками использ. разнообр.дидактич. материал (диафильмы инструкцион.карты).В послед.время деят-ть педагога по формир-ю новых знаний и умений немыслима без ср-в организ-и познават.деят-­ти уч-ся(опорных сигналов, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач).Эти ср-ва позволили повыс.производ-ть уч.деят-ти, развить творч.способ-ти уч-ся,увели­.объемы уч.информации.В процессе проф обуч.испол-ся различ.предметно-знаковые системы. Методич. деят-сть педагога направлена на то,чтобы объединить в единый ком­плекс содер-е, методы, формы обуч-я,основой кот. явл-ся учебник по предмету.Содер-е уч.материала и оформл-ие учебника оказыв.влияние на мышл-е уч-­ся,разв-е памяти, интереса к изучению техники. Методич.целью наглядности явл-ся по­степен.Формир-е образа изучаемого объекта. Наглядность выполн.функциюуправ-я деят-тью уч-ся.Прежде всего наглядность формир.у уч-ся ориентировоч .познават.действия.

Для заполнения спецификации необходимо подготовить таблицу, в которую заносятся технические понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Далее понятия отмечаются значком плюс (+) по различным основаниям. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием и

Далее мы обращаем внимание на те операции, которые необходимо произвести с учебной информацией, чтобы подготовить ее к усвоению учащимися на уроке. К таким операциям относится классификация учебных элементов по времени их изучения, т. е. выделение опорных и нов понятий.

Показ их в соответствующих колонках означает, что на этапе актуализации опорных знаний : понятия должны быть активизированы в памяти учащихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного от и т. д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным занятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, провести подбор соответствуют задач или продумать, спланировать методику проведения демонстрационного опыта силами учащихся.

Отражение уровней усвоения понятий определяет методику работы на этапе применения знаний и умений. Для этого необходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, привести подбор соответствующих задач и т. д. Пример спецификации учебных элементов показан в табл. 1.

Спецификация учебных элементов темы «Устройство и принцип действия трансформатора» (фрагмент)

Опорные понятия Новые понятия №п/п Название учебных элементов, понятий Условные обозначения Уровень усвоение
+   Трансформатор Тр II
+   Первичная обмотка W1 II
+   Вторичная обмотка W2 II
+   Магнитопровод   I
+   Напряжение первичной обмотки U1 II
+   Закон электромагнитной индукции - III
           
+   Ток вторичной обмотки L I
  + Коэффициент трансформации K III
  + Понижающий трансформатор ПН I
           

Другой формой представления содержания и структуры учебной ин­формации является граф.

Используя граф в качестве предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся, важно особое внимание обратить на группировки понятий на соответствующих горизонталях или порядках. В методике разработки графа отмечается, что на горизонталях или порядках располагается понятие, образующее содержательную общность.

Например, на одном порядке группируются понятия, отражающие конструкцию устройства, на другом- принцип действия, на третьем- классификацию и т.д. Это, в свою очередь, определяет общую логику познавательной деятельности учащихся. Для создания ориентировочной основы деятельности у учащихся необходимо сформировать понятия, описывающие конструкцию устройства, и с учетом этого вести формирование понятий, представляющих принцип действия устройства, затем основные параметры и режимы работы и т.д.

С методической точки зрения иерархия изучаемых понятий, представленная в виде графа, помогает обосновать упрощенную формулу организации учебной деятельности (УД) и управления ею. Формула учебной и «цельности в виде УД = ООД +Ид+Кд (где ООД- ориентировочная основа деятельности; Ид- исполнительская деятельность; Кд- контролирующая деятельность) широко используется В.П.Беспалько [1, с. 32] II М Н. Ерецким [9, с. 21] в методических целях.

Первые горизонтали графа создают ориентировочную основу деятельности, следующие представляют содержание исполнительских действии учащихся (усвоить принцип работы устройства; понять формулы, описывающие расчеты параметров; определить действия по вычислению системы параметров). И наконец, последние горизонтали определяют содержание контролирующих действий. Это своеобразное «выводное знание», представляющее режимы работы устройства, дополнительные параметры.

В понятие «опорный конспект» авторы вкладывают разнообразные формы представления знания. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработай учебной информации. В определение опорного конспекта нами вкладывается иной смысл. Опорный конспект -это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. В качестве наглядных средств мы рекомендуем применять средства, выработанные в техническом знании, искусственные знаковые системы, метаплан-технику и их сочетания. Разворачивается учебная информация в логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу детальности, затем- формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом техническом объекте, с одной стороны, и общую систему учебно-познавательных действий по их формированию- с другой.

22. Структура занятия профессионального обучения. Методика инструктажа в производственном обучении. Функции и классификации инструктажа.

В зависимости от того, каково содержание каждого элемента занятия, каковы методы, каково руководство мастера, какова по содержанию работа студента, занятия ПО делятся на следующие типы:

1) Вводное занятие. Он имеет целью ознакомить студентов с изучаемой профессией, с учебной мастерской, в которой они будут работать. Студенты изучают свое рабочее место, устройство оборудования, приемы управления им, содержание предстоящих работ, правила внутреннего распорядка, правила поведения и безопасности работы в учебной мастерской. Ознакомление учащихся с базовым предприятием. Организация встреч с учащимися старших курсов, выпускниками училища, рабочими базового предприятия.

2) Занятие по изучению трудовых приемов и операций. Основная задача заключается в формировании у студентов первоначальных трудовых приемов, т.е. умения правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции. При этом важно с точки зрения выполнения правил дидактики проводить обучение по принципу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Проведение специальных упражнений в отработке приемов.

3) Занятие по выполнению простых комплексных работ. Закрепление умений и операций, типичных для профессии при выполнении комплексных работ. Широкое применение инструкционно-технологических карт.

4) Занятие по выполнению сложных комплексных работ. В ходе занятия студенты формируют умения и навыки выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ на основе всех ранее изученных операций и способов труда. Формирование самостоятельности, самоконтроля, культуры труда.

5) Занятие контрольно-проверочное. Проводится с целью проверки способности студентов к самостоятельной работе, определения их уровня знаний, умений и навыков. Поэтапная аттестация студентов работы проводятся без вмешательства и помощи студентом со стороны мастера.

В теории профессионального обучения часто наряду с поняти­ем «метод обучения» применяется термин «инструктаж». Под ин­структажем понимается формирование исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования. Инструктаж неотде­лим от сферы профессиональной деятельности человека. Однако следует отличать инструктаж людей, имеющих опыт профессио­нальной деятельности, от инструктажа учащихся, не обладающих необходимым запасом знаний и умений.

Проинструктировать специалиста— значит дать указания, си­стему ориентиров в решении профессиональной задачи;

проинст­руктировать учащихся — значит научить их определенным действиям.

Инструктаж имеет большое значение в деятельности мас­тера производственного обучения. В связи с этим необходимо ре­шить вопрос: относится инструктаж к методам обучения, прави­лам деятельности или к приемам обучения? Вероятно, не совсем правильно было бы отнести инструктаж к методам обучения. Как показывает анализ методик производственного обучения, инст­руктаж проводится с помощью системы методов. Они различны и зависят от функции инструктажа в процессе обучения. В связи с тем, что инструктаж реализуется различными методами, его нельзя отнести к правилам обучения. Правильнее инструктаж отнести к приемам обучения, так как он обобщает целую систему действий мастера. Однако в отличие от приемов показа, рассказа, беседы это комплексный прием, включающий применение простейших и сложных действий, ориентировочных основ различных типов в определенной системе.

Укажем функции инструктажа в процессе обучения.

  1. Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производствен­ной деятельности. Причем целью практической деятельности мо­гут быть изготовление какого-либо предмета, настройка аппара­туры, т.е. материальный результат труда.
  2. Актуализация теоретических понятий, служащих основой формирования профессиональных умений.
  3. Анализ конструкции устройств, применяемых в ходе практи­ческих действий.
  4. Изучение структуры действий, движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания.
  5. Объяснение последовательности выполнения приемов и опе­раций.
  6. Объяснение условий техники безопасности и правил органи­зации рабочего места.
  7. Управление практической деятельностью учащихся. Это по­зволяет вовремя скорректировать действия учащихся, избежать ошибок и предотвратить брак в работе.

Методика инструктажа представлена в различных пособиях, методических рекомендациях. В них описываются различные виды инструктажа, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По месту в процессе обучения:

-вводный;

  • текущий;
  • заключительный.

Вводный инструктаж проводится в начале урока производствен­ного обучения и, как правило, предшествует учебно-производ­ственной деятельности учащихся. Текущий инструктаж проводит­ся во время выполнения учебно-производственной работы, зак­лючительный — подводит итоги занятия.

2. По количеству учащихся, охватываемых инструктажем:

  • индивидуальный;
  • групповой;
  • фронтальный.

Индивидуальный инструктаж предназначен для одного учаще­гося. Групповой (коллективный) инструктаж проводится в неболь­ших группах, касается выполнения различных операций и действий. Это могут быть действия как одинаковые для всех учащихся, так и индивидуальные. Фронтальный инструктаж предназначен для боль­шой группы учащихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную рабо­ту.

3. По форме предъявления:

  • письменный;
  • устный.

4. По объему:

  • полный;
  • с информационными пробелами;
  • избыточный.

Полный инструктаж применяется на начальном этапе обуче­ния, поэтому необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему действий по выполнению учебно-производственной ра­боты.

Инструктаж с информационными пробелами ставит перед уча­щимися задачу самостоятельно найти техническую информацию, необходимую для выполнения предстоящей работы. Избыточный инструктаж содержит информацию, которая приводится для вы­работки у учащихся умений самостоятельно оценивать ситуацию и отбирать необходимую информацию.

23. Методика проверки профессиональных знаний и умений. Контрольно-оценочные материалы: виды, типы, формы. Правила составления тестовых заданий.

Контроль– процесс выявления, измерения и оценивания знаний, уме-

ний обучаемых.

Проверка– это составной компонент контроля, основной дидактиче-

ской функцией которого является обеспечение обратной связи между педаго-

гом и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени

освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и про-

белов в знаниях.

Контроль за учебной деятельностью учащихся в процессе обучения обеспечивает

внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый преподавателем) и внут-

реннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).

Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю при-

вести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени ма-

териал, выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях, умени-

ях и навыках у отдельных учащихся и у всей группы в целом.

В педагогической литературе представлены разнообразные формы, ме-

Наши рекомендации