Учение — это активный процесс усвоения знаний, умений и навыков
Своеобразие этого процесса у глухого учащегося сопряжено с особенностями: общего и речевого развития, с уровнем сформированности мотивов учебной деятельности, степенью развития активности и самостоятельности. Обучение — длительный процесс, и образование неслышащей молодежи продолжается 10—12 лет.
Образование является результатом процесса обучения, в ходе которого происходит овладение учащимися системой знаний, умений, навыков из определенных областей науки, техники, культуры. Оно включает в себя развитие интереса и способности к познанию, развитие мышления, памяти и воображения, внимания и наблюдательности.
Образование обеспечивает формирование у учащихся основ научного мировоззрения, способности к систематическому и самостоятельному приобретению знаний, к индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, а также прививает им этические и нравственные ценностные нормы поведения. Своеобразие глухого школьника характеризуется тем, что отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов, накладывает отпечаток на развитие социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими. Поэтому усвоение глухими учащимися объема школьных знаний сопряжено с коррекционной направленностью обучения через особые коррекционные предметы: предметно-практическое обучение, групповые и индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмические занятия. Специальные методы обучения, особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов — особенно это касается русского языка, — создание особых условий сообщения и закрепления знаний, увеличение информационной насыщенности всех уроков, использование специальных технических средств обучения (индивидуальные слуховые аппараты, специальные классы, оборудованные современной слуховой аппаратурой) придают процессу обучения в школе глухих специфический характер. Обеспечение глухим учащимся равных со слышащими прав в получении образования ставит перед школой глухих задачи поиска дополнительных, специально ориентированных на глухого ребенка способов преодоления недостатков в развитии, обеспечивающих
подготовку к продолжению образования, к жизни и труду в различных отраслях народного хозяйства, к самосовершенствованию. Основываясь на технологической концепции саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, можно утверждать, что важную роль в самосовершенствовании наряду с образованием играет самообразование.
Самообразование основано на собственных усилиях учащихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется, главным образом, в соответствии с собственной, самостоятельно разработанной программой.
Именно поэтому основными условиями успешного самообразования являются систематический самоконтроль и самооценка. Источником самообразования выступают потребности личности, исполнителем — сама личность, стремящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала.
Таким образом, самообразование необходимо рассматривать как стремление личности учащегося к высокому уровню познания, достижению личных и социальных целей, подготовке себя к процессу адаптации в обществе. Самообразование неслышащих учащихся можно рассматривать как достижение ими максимально возможной самостоятельности, высокого качества социализации и предпосылки для самовыражения и самоутверждения.
Значительную роль в самообразовании играет развитие самостоятельности. В процессе учебной работы глухие учащиеся обучаются различным приемам мыслительной деятельности, логическим приемам формирования обобщенных понятий, определений, приемам творческой деятельности. Особое внимание уделяется формированию организационных умений и навыков работы с книгой, справочниками, дополнительными источниками информации по различным учебным предметам. Самообразование глухих учащихся предполагает овладение приемами самостоятельной творческой деятельности, формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств, таких как общение, творчество, выявление своих способностей, самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность и др.
■ Функции процесса обучения
В практической деятельности учителя условно выделяются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для практики обучения глухих учащихся характерна также коррекционная функция, пронизывающая весь педагогический процесс.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Специальные умения и навыки включают в себя характерные для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии — это решение задач, проведение лабораторных и исследовательских работ, показ, демонстрация. По географии — работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов и т. п. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом.
Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации учебного труда, соблюдения режима дня и др.
Специфика учебного процесса в школе глухих требует овладения специфическими умениями и навыками: зрительного и слухозрительного восприятия устной речи (чтение с губ), пользования дактильной формой словесной речи, использования остаточного слуха в учебной деятельности с целью восприятия учебного материала. Реализуя образовательную функцию обучения, сурдопедагог должен организовать процесс овладения знаниями как активный, сознательный, по возможности максимально самостоятельный и творческий процесс, в котором должны принимать участие все учащиеся. В процессе образования формируется познавательная деятельность глухих учащихся, которая, по определению Ю.К. Бабанского, представляет собой «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности».
Считается, что глухие учащиеся усваивают теоретические» знания формально, механически овладевают ими, а потому испытывают трудности применения этих знаний на практике.
Продвижению глухих учащихся в умственном развитии способствуют не только приобретенные знания, но и его способы их усвоения. Важно отметить, что глубокое усвоение знаний глухими возможно только на основе овладения словесной речью, а для закрепления полученных знаний необходима их систематическая повторяемость. Считывая коррекционную направленность образовательной функции в школе глухих, процесс обучения предполагает разностороннюю деятельность учащихся с целью обогащения чувственного опыта и развития сенсорной базы, развития коммуникативных способностей. Следует избегать механической тренировки речевых умений и навыков.
Осуществляя процесс обучения в единстве с формированием словесной речи, дидактика школы глухих разработала специальную систему использования различных видов речи на всех этапах образования глухих учащихся в коммуникативно-деятельностной системе. Научный подход к усвоению родного языка (С.А. Зыков) на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы с учетом своеобразия развития глухого ребенка позволил усваивать родной язык как средство общения и пользоваться им на всех этапах обучение в условиях социального взаимодействия при изучении всех общеобразовательных дисциплин. Эта система позволяет глухим учащимся сознательно овладевать учебным материалом и развивать свои познавательные возможности.
Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе.
Воспитательная функция обучения заключается в том, что образовательный процесс одновременно является и воспитывающим, направленным на определенные изменения в сознании и поведении учащихся.
Воспитательное воздействие процесса обучения глухих вытекает из содержания и методов обучения. Использование сурдопедагогом воспитательных возможностей учебного материала, связь изучаемых проблем с глубокими эмоциональными переживаниями на основе подбора подходящих фактов, использование художественных средств, выразительной речи и жестов обеспечивает осознание личной значимости для учащегося ценных в воспитательном отношении проблем, связанных с его личным опытом и переживаниями. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, способствует воспитанию трудолюбия, организованности, активности, создает условия для более активного и успешного обучения.
Таким образом, между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, при которой эффективность обучения зависит от уровня воспитанности учащихся, а само обучение способствует формированию определенных взглядов, убеждений, нравственных норм и понятий, социальных установок, направленности личности на общественные, материальные и духовные ценности, воспитание предпочтительного отношения к тем или иным из них.
Развивающая функция обучения направлена на обеспечение высокого уровня общего развития глухих учащихся. В процессе обучения ставятся познавательные задачи, которые постоянно побуждают и стимулируют развитие личности учащегося. Обучение при специальной направленности включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорное восприятие, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. При такой направленности обучение осуществляет развивающую функцию. Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развивающая функция обучения в школе глухих определяется содержанием образования, где каждый этап обучения подготавливает школьников к переходу на следующую ступень в освоении учебных дисциплин и одновременно обеспечивает стимулирующее воздействие на развитие психической: деятельности ребенка данной возрастной группы.
Коррекционная функция процесса обучения заключается в поддержке фундаментальных способностей глухого учащегося, позволяющей ему усвоить объем: знаний, требуемых программой, а также достичь уровня развития, необходимого для интеграции в обществе.
Эта функция процесса обучения реализуется главным образом через коррекционные курсы обучения неслышащих, которые создают особую педагогически организованную слухоречевую среду, обеспечивают формирование и развитие речи в условиях предметно-практической деятельности. Коррекционная направленность обучения реализуется также на общеобразовательных предметах и обеспечивает неслышащим детям полное образование в объеме массовой общеобразовательной школы. Комплексное воздействие на нарушенные функции в специально организованном процессе обучения, обогащение мотивационно-потребностного плана взаимосвязанных видов деятельности в учебном процессе позволяют сгладить основной дефект и приблизить неслышащего ребенка к естественному пути развития.
Рассмотренные выше функции находятся в сложно переплетающихся связях, которые реализуются комплексом задач урока, направленных на образование, воспитание, развитие и коррекцию речевых недочетов и других отклонений в развитии личности неслышащего ребенка. Функции обучения рассматриваются с точки зрения системного подхода, позволяющего определить, чему нужно и возможно научить школьников. По своей сути рассмотренные выше функции фактически отражают сущность процесса обучения.
■ Сущность процесса обучения
Современная дидактика в определении сущности обучения опирается на психологические корни усвоения, знаний отдельным человеком с учетом структуры его познавательных действий.
Определить место познавательной деятельности ученика в системе общих законов диалектики — такова наиболее важная задача в понимании сущности обучения.
Обучение, несмотря на периодически обновляемое содержание образования, представляет собой ограниченный определенными рамками процесс. Оно основывается на специально отработанных и педагогически переработанных данных, организуется как стройная система усложняющихся и углубляющихся знаний. При этом учитывается как логика развития самой науки, так и логика усвоения знаний, умений и навыков детьми, особенности их развития.
Движущей силой обучения и развития учащихся является противоречие между природой детского познания и диалектикой развития объективной действительности. Решается это противоречие путем приведения в соответствие логики познания учащихся с логикой жизни. Познавательная деятельность, организуемая в процессе обучения и направленная на усвоение научных знаний на основе противопоставления репродуктивных способов преподавания готовых знаний исследовательским методам, позволяет детям непосредственно соприкасаться с логикой познания самой жизни.
Обучение зависит как от закономерностей индивидуального развития личности, так и от общественно исторического познания. Таким образом, сущность процесса обучения следует определять, исходя из гносеологических основ, что соответствует природе и понятию процесса обучения.