Классификация игрушек. Психолого-педагогические требования к ним
Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.
Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни.
Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.
По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:
• развивающие первоначальные движения и восприятия;
• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;
• способствующие умственному развитию;
• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;
• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;
• знакомящие детей с элементами науки и техники;
• способствующие физическому развитию;
• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха),являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой.
Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.
Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.
К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.
К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.
К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи,коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).
К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.
По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.
По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.
48.Театрализованные игры. Педагогическое руководство ими
Театрализованные игры, руководство ими. Дети. разыгрывают готовый литературный сюжет: воспроизводят события, изложенные в сказке, рассказе, стихотворении, выполняя определенные роли. Педагогическая ценность театрализованных игр состоит в том, что дети в конкретно-образной форме игровой деятельности усваивают идейное содержание произведения, последовательность и развитие событий. Такие игры развивают речь, обогащают словарь, доставляют детям радость, так как воспринимаются как спектакль.
Для театрализованных игр нужно правильно подобрать литературный материал. Обычно используются сказки, рассказы, басни, стихотворения, потешки идейно-нравственного содержания, построенные таким образом, чтобы их легко можно было разыграть. В них ярко выражена динамика событий, а потому игровые .действия могут быть разнообразными. Выбранные для театрализованных игр произведения должны содержать диалог; игра-спектакль получается только тогда, когда звучит речь детей.
Театрализованные игры проходят вначале только под руководством воспитателя; по мере накопления опыта участия в них дети способны самостоятельно организовывать игру. Обучая детей игре, воспитатель прежде всего знакомит детей с выбранным литературным произведением. Чтобы разыграть его, детп должны хорошо его знать; поэтому произведение читается не менее двух-трех раз с перерывами в несколько дней. Дети вместе с воспитателем обсуждают его, отмечают особенности каждого образа, готовят оборудование."
В детском саду организуются разные театрализованные игры: чтение в лицах, игры-спектакли, игры на темы литературных произведений. Чтение в лицах обычно проводится на занятиях. Разновидностью таких игр являются театрализованные игры детей с настольным, кукольным, теневым театром, в которых дети демонстрируют содержание рассказов, стихов, басен.
Дидактические игры, руководство ими. Среди игр с правилами большое место занимают дидактические или обучающие игры. В них в игровой форме усваивается программный учебный материал, а познавательная деятельность сочетается с игровой. Это делает процесс обучения привлекательным. Обязательными элементами дидактических игр являются учебное программное содержание, умственная задача, правила и игровые действия.
Дидактические игры охватывают многие разделы Программы обучения в детском саду; они направлены на уточнение и закрепление знаний об окружающем, о природе, на формирование элементарных математических представлений, на развитие речи, воспитание сенсорной культуры ребенка. Каждая дидактическая
игра песет в себе умственную которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий.