Тема. Формы организации обучения

Напишите основные преимущества и недостатки различных форм организа­ции обучения. Сравните их между собой.

Формы организации обучения Преимущества Недостатки
Классно-урочная система    
Белл-ланкастерская система    
Батовская система    
Маннгеймская система    
Дальтон-план    
План Трампа    
Неградуированные классы    
«Погружение»    

Лекционно-семинарская форма обучения.Концентрированным выражением коллективно-групповой формы обучения являются лекции и семинары.

Школьная лекция — такая форма обучения, при которой учи­тель, излагая материал, помогает учащимся формулировать пробле­мы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учите­лем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.

Что поставить во главу угла школьной лекции? Как скомпоно­вать и построить материал, чтобы учащиеся выступали не пассив­ными слушателями, а осуществляли познавательное движение? Для этого лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее со­держания. В зависимости от места лекции в системе обучения и спе­цифики решаемых задач возможны различные виды лекций.

Инструктивные лекции знакомят учеников с технологией их предстоящей деятельности, с особенностями выполнения отдель­ных действий и способов работы. На инструктивных лекциях рас­сматриваются алгоритмы решения задач, правила выполнения экспериментов, планы изучения понятий, способы конструирова­ния правил, законов, теорий; поясняются методы учебного позна­ния, раскрывается организационный механизм занятия школьников.

Лекция-диалог проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога учителя с учениками. Лекция-диалог, в которой присутствует слово ученика, позволяет избежать пассив­ного восприятия информации, побуждает учащихся к активному действию.

Лекция с научной структурой использует структуры, свойствен­ные изучаемой науке или проблемной области. Например, по мне­нию исследователей фольклора, построение народных сказок побуждает слушателей совершать определенные мысленные и чув­ственные действия. Соответствующее воздействие на учеников мо­жет оказать лекция, построенная по «сказочной структуре»: предписание или запрет — его нарушение — отъезд героя — дра­ма — задача с противоречием — неверные решения — подсказки, помощь — решение задачи — возвращение с победой.

Лекции теоретического конструирования обучают школьников систематизировать и обобщать свои образовательные результаты на теоретической основе. В качестве теоретической основы на лекции выбирается определенная концепция, принципы, правила, законы, теории, картина мира. На лекции учащиеся знакомятся со структу­рой и иерархией установленного теоретического элемента, с мето­дами его конструирования.

Например, после исследования учениками гравитационных явлений проводится лекция о структуре физической теории, кото­рая состоит из основания, ядра, выводов, области применимости. Перед учениками ставится проблема: как систематизировать зна­ния, полученные ими при изучении гравитационных явлений? Предлагается разработать систему понятий и законов, отражающих связи в изученной области физических явлений. Допускается со­здание учениками собственных теоретических структур для реше­ния конкретной проблемы. Такие лекции выступают в качестве средства для организации образовательной деятельности учащихся на теоретическом уровне.

После разработки и защиты учениками своих «теорий» грави­тационных явлений проводится лекция на тему «Структура нью­тоновской теории тяготения». Ученикам предлагается познакомить­ся с основными структурными элементами классической теории тяготения:

1. Основание теории: наблюдения за вращением планет вокруг Солнца, приливами и отливами вследствие притяжения воды Лу­ной; эксперименты с падением тел на Земле (Г.Галилей).

2. Ядро теории: закон всемирного тяготения; гравитационная постоянная, опыт Г. Кавендиша по ее измерению.

3. Выводы теории: измерение массы Земли, масс и плотностей других планет, Солнца, звезд, галактик; расчет движения искусст­венных и естественных космических объектов; определение време­ни и места солнечных и лунных затмений и др.

4. Границы применимости ньютоновской теории обнаружены после создания теории тяготения Эйнштейна, которая включила область околосветовых скоростей.

Другие виды школьных лекций:

— лекция по введению культурно-исторических аналогов;

— методологическая лекция, раскрывающая характер, структуру и методы научного познания, например: факты — гипотеза — модель — выводы — эксперимент — практическое примене­ние;

— исторические лекции, подводящие учеников к осмыслению и переоткрытию основных этапов истории;

— общепредметные лекции, строящиеся на раскрытии связей фундаментальных образовательных объектов с различными школьными дисциплинами — физикой, химией, математи­кой, историей, литературой, обществоведением;

— обобщающие лекции, демонстрирующие учащимся результаты систематизации их собственных знаний, достижений, про­блем.

Дискуссия.В каких случаях лекционная форма занятия может быть неэффективна? Определите границы применимости данной формы обучения.

Образовательный эффект лекций достигается благодаря сфор­мулированным на них заданиям или проблемам, которые органи­зуют деятельность школьников во время лекции. Приведем возможные виды заданий ученикам на лекции:

— Ответить на 2—3 заранее записанных на доске вопроса. План лекции также может быть записан в виде вопросов. В конце занятия ученики зачитывают свои ответы, сравнивают их.

— Выявить черты сходства и отличия между рассматриваемыми на лекции явлениями, понятиями, законами. Например, вы­явить сходство законов Кулона и Ньютона; отличие англий­ского и русского алфавитов; общность чисел и фигур.

— Самостоятельно составить план лекции (простой или слож­ный). В конце занятия ученические планы зачитываются, сравниваются.

— Воспроизвести в тетрадях основное содержание лекции (кон­спективно или схематично, в виде таблицы или символичес­кого рисунка).

— Придумать и задать свои вопросы по содержанию лекции.

— Сделать собственные выводы из лекции, отразить личный взгляд на проблему в виде последующего мини-сочинения.

— Сформулировать проблему на завтра. Прием, когда постав­ленная учителем или возникшая у учеников проблема не рас­сматривается на текущей лекции, а переносится на следующее занятие. Учащиеся имеют время для ее осмысления.

Семинар — форма занятия, которая обеспечивает создание уча­щимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации. Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью школь­ников, проявлением их оргдеятельностных личностных качеств.

По дидактическим целям семинары делятся на занятия по вве­дению в тему, планированию ее изучения, исследованию фундаментальных образовательных объектов, представлению и защите обра­зовательных результатов, углублению, обобщению и систематиза­ции знаний, контрольные и зачетные семинары, аналитические семинары.

По способу и характеру проведения различают вводные, обзор­ные, самоорганизующие, поисковые семинары, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары — деловые игры и др.

По доминирующим формам коммуникации учеников эвристи­ческие семинары строятся на следующих видах работы: индивиду­альной, парной, групповой, коллективной, индивидуально-коллек­тивной.

Рассмотрим подробнее некоторые виды семинаров.

Вводный семинар опирается на имеющиеся у учеников знания и опыт. После объяснения учителем структуры семинара учащиеся коллективно собирают информацию по новой теме и классифици­руют ее по разделам. По каждому разделу ученики выбирают груп­поводов, которые набирают свои группы. Группы работают с собранной информацией по заданному алгоритму и готовят выс­тупления перед классом, которые оцениваются и анализируются учащимися.

Обзорный семинар предполагает самостоятельный обзор учени­ками всей темы на основе учебника и других материалов. Результа­ты обзора ученики формулируют в виде следующих суждений: 1) смысл данной темы; 2) ее главные части или направления; 3) изу­чаемые объекты; 4) возникшие вопросы; 5) отличия изложения темы в разных источниках. Особую роль играют сформулированные уче­никами вопросы. По итогам обзорного семинара составляются ин­дивидуальные и коллективные программы занятий по теме.

Самоорганизующий семинар предоставляет ученикам возмож­ность самостоятельно определить цели занятия, распределить ра­боту между коллегами по группе, выполнить и оценить ее, отчитаться перед классом, наметить перспективу на будущее занятие. Каждый ученик выбирает одну тему, разработкой которой занимается на се­минаре индивидуально или в группе.

Поисковый семинар предусматривает исследовательскую дея­тельность учеников в группах, а затем коллективный поиск по наи­более интересным и важным проблемам.

Учесть индивидуальные качества учеников позволяют циклы семинаров разных типов. Ниже приведены три типа семинаров, объединенных в общий цикл: с индивидуальной работой, группо­вой, группами сменного состава.

Семинар с индивидуальной работой. Ученики ставят перед собой учебную задачу по теме, составляют план занятия, выбирают вид учебной деятельности и форму отчета. Учитель предлагает банк дан­ных, облегчающий ученикам выбор перечисленных элементов дея­тельности. Возможные задания, виды деятельности и формы отчета записываются до начала семинара на доске в виде таблицы.

Семинар с групповой работой. Его специфика состоит в том, что ученики, занимающиеся одинаковыми вопросами во время инди­видуальной работы, объединяются в группы. Каждая созданная группа продумывает форму занятий по своей теме для остальных учащихся класса. Ученики готовят выступления, опыты, задачи, викторины для тех ребят, которые придут к ним на следующем за­нятии.

Семинар в группах по выбору. Во время такого занятия одновре­менно выступают несколько учащихся — представители групп, ра­ботавших на предыдущем семинаре. Они кратко рассказывают всему классу, что будут делать ученики, выбравшие для занятий их группу. Школьники образуют новые рабочие группы.

Семинар генерации идей. Учащиеся распределяются по парам: генераторы и организаторы. Генератор излагает свое видение про­блемы, описывает все, что ему известно или неизвестно по теме. Организатор задает ему вопросы на уточнение, поощряет высказы­вания, записывает основные ответы и полученные в ходе обсужде­ния результаты. Алгоритм фиксации результатов задается учителем, например: основные понятия по теме; символ или схема, изобра­жающая проблему; возникшие в парах вопросы и др. Через некото­рое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем выступают с результатами перед всеми участниками.

Семинар — «круглый стол». На занятие приглашаются специа­листы по рассматриваемым вопросам — ученые или специально под­готовленные ученики. Специалисты обмениваются с учениками подготовленной информацией, отвечают на их вопросы, задают свои вопросы по проблематике.

Семинар-выставка. В учебном кабинете выставляется демонст­рационное и лабораторное оборудование по изучаемой теме, науч­но-популярная литература, ученические рефераты, самодельные газеты, наглядные пособия, сделанные в прошлые годы, диапроек­торы с диафильмами, компьютеры с учебными программами. Каждую часть выставки обслуживает ученик-экскурсовод. Учащиеся группами переходят от одной экспозиции к другой (например, от книжно-журнальной к приборной и далее — к реферативной), смот­рят, слушают экскурсовода, задают вопросы, выполняют опыты. В конце занятия учащиеся пишут отзыв о выставке или рецензию по заданному плану, например: 1) Что вам больше всего понравилось на выставке? 2) С какими новыми понятиями, законами, прибора­ми вы познакомились? 3) Где и для чего они применяются? 4) О чем бы вы хотели узнать дополнительно? 5) По какой теме вы могли бы выступить на семинаре? 6) Каково ваше общее впечатление о про­веденном занятии? 7) Ваши замечания и предложения. Такое заня­тие может проводиться как в начале изучения темы, так и в ходе ее обобщения.

Дискуссия.В каких случаях семинарская форма занятия может быть неэффективна? Определите границы применимости данной формы обучения.

Рефлексивный семинар. Обсуждаются основные результаты про­шедших занятий, анализируются способы образовательной деятель­ности и особенности полученной продукции. Ученики в группах кратко высказывают свои мнения по обозначенным вопросам. Ко­ординатор семинара и лидеры групп фиксируют обобщенные и си­стематизированные результаты рефлексии. Затем происходит коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных в ходе индивидуальных выступлений.

Групповые формы обучения.Введение семинарской формы обу­чения требует предварительной подготовки учащихся. Для этого во время обычных уроков вводятся и осваиваются отдельные виды де­ятельности:

Индивидуальное самообучение — ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебни­ком, приборами, решение задач, исследовательская работа) и со­ставляют письменные сообщения по ее результатам.

Парное взаимообучение — ученики в стабильных парах (напри­мер, соседи за одной партой) либо в парах сменного состава (учени­ки в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают ре­зультаты товарища.

Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Уче­ники, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятель­ность, готовят выступление.

Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными пробле­мами или видами деятельности, например, теоретики и экспери­ментаторы, временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами.

Ученик вместо учителя. Один или двое учеников обучают весь класс, ведут урок, проводят лекцию или другое занятие.

Подготовка учениками выступлений. Отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискус­сии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация сужде­ний, рецензирование, оценивание, анализ.

Самоорганизующийся коллектив. По мере овладения учащимися определенными видами деятельности им предоставляются все боль­шие возможности в самоорганизации обучения. Например, спон­танное либо специально организованное рождение замысла урока или их серии может привести к образованию координационной группы учащихся, которая затем уточнит тематику и технологию занятия, подготовит и проведет его.

Для развития оргдеятельностных качеств учащихся применя­ются различные способы образования групп:

1. Группы создаются на основе уже существующего размеще­ния учеников в классе. Например, группу образуют 4 ученика, си­дящие за двумя соседними партами, либо ученики, сидящие в одном ряду. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше всего времени на его осуществление.

2. Состав ученических групп определяет учитель. Способ эф­фективен для оперативного решения задач учителя при условии его авторитета среди учеников.

3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4—6 че­ловек еще до семинара или в самом его начале. Наиболее естествен­ный самоорганизующий способ, но требующий дополнительных затрат времени.

4. Класс (или учитель) вначале по определенным критериям вы­бирает лидеров будущих групп, которые затем набирают себе в груп­пы остальных учеников. Например, каждый из лидеров называет ученика, которого приглашает в свою группу; если тот согласен, то он подходит к лидеру. Затем право выбора переходит по очереди к другому лидеру и т.д. Группы заполняются постепенно и равномерно.

5. Учитель назначает учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в созданных группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активного взаимодействия.

6. Учитель или ученики определяют и записывают на доске пе­речень главных вопросов (проблем) по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разби­ваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры.

7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют про­блему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии ав­торитетных учеников-специалистов.

8. По одной и той же теме задается несколько аспектов ее изу­чения с разными видами деятельности (например, «история», «тех­ника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами дея­тельности, при этом происходит выбор ими индивидуальной траек­тории изучения темы.

9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятель­ности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельно­сти групп и формы предоставления образовательного продукта. Группы запрашивают необходимое оборудование для проведения эксперимента, идут в библиотеку, на экскурсию и т.д. Такая форма применяется в подготовленном для групповой работы классе.

10. Поэтапное образование групп. Первоначально 3—5 учени­ков, достигнувшие определенных успехов в изучении темы или про­блемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков отдельно от остальных. С остальными уче­никами учитель занимается по своему плану. Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по опреде­ленным критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения.

Особого внимания заслуживает технология организации работы в группах. Так как группы занимаются в основном самостоятельно, их необходимо этому учить. Проводится общий инструктаж, разда­ются специальные памятки, заранее готовятся задания, предвари­тельно проводятся консультации групповодов, учитель участвует в работе отдельных групп. Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики:

— Подготовка выступления перед классом, демонстрация опы­та, изучение и конспектирование литературы.

— Коллективное обсуждение и решение поставленной пробле­мы методом «мозговой атаки».

— Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовлен­ным ими вопросам, например, с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом.

— Подготовка учеников к взаимодействию с другими группа­ми — придумывание вопросов для них, подготовка конкур­сов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи.

— Выполнение длительного творческого задания — исследова­ние объекта, конструирование прибора или механизма, раз­работка проекта, экскурсия с подготовкой отчета, выполнение художественного произведения и др.

— Подготовка группы учеников к проведению семинара или другого вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины).

Дискуссия.Какие результаты даст обучение, построенное исключительно на групповой форме работы, применяемой во всем многообразии ее вариантов?

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятель­ности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, кон­тролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно на первом этапе излагать свое мнение всем членам группы «по солнышку», т. е. по часовой стрелке, не переби­вая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за сво­ей речью, дает возможность высказать свое мнение каждому ученику. В группах, где работа «не идет», учитель применяет различные ме­тоды активизации, координирует работу сам. В конце каждого за­нятия в группах подводится рефлексивный итог: что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внут­ри группы ее лидер-групповод.

Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп в других видах деятельности — по­знавательной, творческой. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают более качественную образовательную продукцию когнитивного и креатив­ного уровня.

Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения группо­вой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в началь­ной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овла­дению ими соответствующими способами деятельности.

Рассмотрим вариант организации урока с групповой работой и демонстрацией образовательного продукта — распределенного по ролям пересказа материала.

Предмет: Литература.

Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс.

Цель урока: создать ученикам продукт своей деятельности по отношению к программному материалу.

На уроке дети распределяются на группы следующим образом. Учитель называет несколько сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и войти в группу, которая будет заниматься одной из сказок.

После того, как дети распределились по группам и прочитали сказки, им предлагается подготовить коллективный пересказ своей сказки. Каждая группа встает перед всем классом и пересказывает свою сказку по цепочке. Слушающие выбирают наиболее понра­вившуюся им сказку и самый выразительный эпизод из нее. Этот эпизод еще раз прочитывается и анализируется.

Экскурсии.Учебная экскурсия — это форма организации обу­чения в условиях природного ландшафта, производства, музея, вы­ставки, с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак за­нятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся дей­ствовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непос­редственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества уча­щихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники нахо­дятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, сти­хах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить кра­соту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту челове­ческого труда.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных пред­метов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обуче­ния всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального приме­нения. Например, работа на местности учит применять законы гео­метрии в практике измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблю­дений, собирать тематические коллекции, работать с картой.

Экскурсия дает возможность постановки и решения проблем­ных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во вре­мя экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в рамках классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой.

Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями о предмете изучения, но и о своих учениках. В естественной и непри­нужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее.

В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 уче­ников, длительность учебной экскурсии — от 40 до 90 минут.

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тема­тические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии прово­дят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета, например «Изучение работы текучих вод и вет­ра» в курсе естествознания. По теме «Растения, животные и вне­шняя среда» может быть проведена многотемная экскурсия с целью изучения растений и животного мира своего края.

Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одно­временно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география) и «Внутренняя энергия» (физика).

По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствую­щие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают нагляд­ные представления и практический опыт, необходимые для поста­новки целей изучения раздела.

Дискуссия.Обычно экскурсионной форме обучения в школе уделяет­ся мало времени. Почему это происходит? Есть ли способы увеличе­ния эффективности образования за счет организации учебных экскурсий?

Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубо­кое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизации и практической значимости теоретического материала.

Заключительные экскурсии проводятся после изучения разде­ла программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями.

Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные воз­можности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавли­вает источники информации, выбирает оптимальное сочетание ме­тодов и приемов обучения,, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные посо­бия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блок­ноты, карандаши, гербарные папки, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопас­ности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурси­онный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршру­ту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необхо­димости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; ин­структирует учащихся о порядке обработки информации и матери­алов, составления письменных отчетов, подведения итогов и рефлексии.

Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоми­нается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают уви­денное.

Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демон­страциями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет ра­боту учащихся, проводится заключительная беседа. При необходи­мости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семи­нарского занятия или урока.

Школьная экскурсия — эффективная форма обучения, требу­ющая систематического применения. Нечастые экскурсии не по­зволяют детям выработать необходимые навыки познания реально­сти и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно раз­работанными учебными заданиями, по которым ученики отчиты­ваются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспеди­ции — многодневные походы с целью сбора фольклорного материа­ла, исторических сведений, экологической обстановки и т.п.

Практикум. Вданной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-эк­спериментальный образ предстоящего теоретического материала.

Практикум проводится две-четыре недели. Учитель делит уча­щихся класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет отличающуюся от других лабораторную или практическую работу по специальному расписанию. Чтобы со­здать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов.

Дискуссия.Проведение практикумов чаще всего ассоциируется с курсами естественнонаучного цикла. Возможно ли эффективное использование данной формы обучения для гуманитарных дисциплин?

Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума при­меняются приемы актуализации опорных знаний учащихся.

Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его дей­ствия и способов использования, указывается порядок выполнения заданий, контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.

Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творчес­кого и исследовательского уровня: проверку научной достовернос­ти определенных закономерностей, теоретических положений, измерение постоянных величин и т.п. В ходе практикумов ученики решают задачи творческого характера: ставят химические опыты, проводят графические работы, физические, биологические, соци­альные, исторические, филологические исследования.

Пример исследовательского задания: «Из имеющихся элемен­тов заводского производства создать оборудование для практичес­кой или лабораторной работы на заданную тему».

Возможная структура начальных занятий практикума:

— сообщение учителем темы и целей практикума;

— актуализация опорных знаний учащихся;

— мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструк­цией;

— подбор необходимого оборудования и материалов;

— выполнение работы учащимися;

— составление отчета;

— обсуждение и теоретическая интерпретация полученных ре­зультатов;

— защита результатов;

— рефлексия деятельности.

Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в стар­ших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют крат­ковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской работе.

Деловая игра.Деловая игра организуется в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в фор­ме бригадного выполнения исследовательской работы и т.д. На за­нятии моделируется деятельность «делового» учреждения по решению реальной для нее проблемы.

Деловая игра «Сборка электрических цепей» (7-й класс)

Замысел урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность не­скольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке элект­рических цепей, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве.

Задачи урока: научить самостоятельно планировать, организовывать и выпол­нять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; развить уме­ние творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь.

Оборудование:

1) приборы основные: комплекты, в которые входят электролампа на подстав­ке — 2 шт., источник тока типа ВУ-4, реостат лабораторный — 1 шт., ключ — 2 шт., действующая модель электродвигателя, соединительные провода. Чис­ло комплектов равно числу бригад в классе;

2) приборы дополнительные: электрозвонки, электромагниты, электроплитки и т.д. (выставляются на демонстрационном столе);

3) самодельные значки с надписями «Бригадир», «Председатель группы при­емки», «Зам. председателя группы приемки», «Главный конструктор»;

4) размеченные листы-формы отчетной документации— для бригад (выдают­ся каждой бригаде);

5) инструкции для группы приемки: а) критерии оценки работ: 3 балла — цепь собрана без ошибок и исправно работает, схема придумана удачно и начерче­на безукоризненно, найдены оригинальные применения конструкции; 2 балла— есть неточности в схеме и сборке цепи, применение предложено оригинальное, но единственное; 1 балл— предложенная схема возможна, но содержит ошиб­ки непринципиального характера; цепь собрана правильно, но небрежно, рабо­тает после дополнительных поправок, применение конструкции традиционное; О баллов —допущены грубые ошибки в схеме или при сборке либо задание не выполнено; б) таблица для записи результатов приемки-осмотра изделия и про­верки его качества. (В графы 3-6 проставляют баллы).

План урока

1. Объяснение порядка проведения игры.

2. Осуществление игры: а) работа бригад по выполнению полученных зада­ний; б) создание группы приемки; в) защита бригадами собственных конструкций; г) объявление результатов работы бригад; д) выступление бригады-победительницы перед всем классом —демонстрация разработанной цепи.

3. Подведение итогов игры. Методические рекомендации

Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. В состав бригады могут входить уче­ники с разными способностями. На столах выставляют комплекты основного оборудования.

Наши рекомендации