Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса
Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. В психологии и педагогике разработаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;
• преобладающее настроение;
• взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;
• степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;
• сплоченность, продуктивность совместной деятельности;
• чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
• защищенность всех членов коллектива1.
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаимодействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель — ученик, родитель — родитель. Показатели взаимодействия участников воспитательного процесса охарактеризованы во второй главе § 1.
'См.: Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. — С. 14—15.
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе.
В этом разделе кратко охарактеризованы основные показатели развития коллектива для того, чтобы педагоги могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности воспитательной работы.
При диагностике коллектива необходимо помнить о много-аспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы. Педагоги могут самостоятельно отобрать такие показатели и соответствующие им диагностические средства. Например, методику «Наши отношения», предложенную в книге Л.М. Фридмана, и др.1.
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям..
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
'См.: Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося в ученических коллективах. — М., 1988. — С. 167—172.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Для того чтобы зафиксировать динамику развития школьного или первичного коллектива, целесообразно составить таблицу, в .которую ежегодно следует зайосить результаты диагностики. Например, для условий школьного коллектива таблица может быть составлена следующим образом:
Таблица 4
Показатели развития школьного коллектива (в скобках указаны методики изучения) | 9 класс | 1 1 класс | ||||
1 . Число изолированных детей (социометрия) | ||||||
2. Количество детей (в %), которые оценили отношения в коллективе (методика «Наши отношения» в приложении 8) баллами: 6 5 4 | ||||||
3. Коэффициент развития ученического самоуправления (методика во второй главе §5) | ||||||
4. Количество детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (анкета для старшеклассников) | ||||||
5. Количество детей (в %), оценивающих отношения педагогов и учащихся (анкета для старшеклассников): — положительно — отрицательно | ||||||
6. Количество старшеклассников, участвующих в работе с младшими (анкета) и т. д. |
Изучение эффективности педагогических средств
Изучение эффективности воспитательного процесса предусматривает исследование его организации и предполагает:
• определение наиболее эффективных педагогических средств;
• выявление существующих «пробелов», установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации воспитательного процесса;
• установление причин, снижающих его эффективность;
• выявление путей, способствующих развитию воспитательной работы.
Чтобы изучить организацию воспитательного процесса, необходимо собрать информацию, отражающую:
а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей;
б) результаты воспитательного процесса, т. е. изменения в воспитанности детей, отношениях между участниками педагогического процесса, развитии коллектива;
в) что и как из проведенного повлияло на развитие воспитания учащихся, то есть эффективность использованных средств.
Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в двух предыдущих разделах.
Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности школы, класса, объединений, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью заполняются анкеты с учащимися, педагогами и родителями.
Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например конкретных дел:
• Назовите самые запомнившиеся дела учебного года.
• Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?
• Организатором каких дел в классе ты был? и т.п. При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще
всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты.
Цель: определить, что и в какой мере в школе является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.
Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на:
а) его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств;
б) обстановку и психологический климат в школе.
Оценивать предлагается по следующей шкале:
6 — повлияло очень сильно;
5 — повлияло сильно;
4 — повлияло в значительной мере;
3 — повлияло, но незначительно;
2 — почти не повлияло;
1 — не повлияло;
О — отрицательно повлияло.
Таблица 5
№п/п | Название средств | Степень влияния | |
А | Б | ||
Общешкольное дело «За честь школы» | |||
Общешкольное дело «Праздник знаний | |||
и творчества» | |||
3-5 | Другие общешкольные дела | ||
(перечисляются) | |||
Уроки математики | |||
Уроки географии | |||
8-17 | Уроки по другим предметам | ||
(перечисляются) | |||
Классные дела | |||
Взаимоотношения с учителями | |||
Взаимоотношения с одноклассниками | |||
Взаимоотношения с родителями | |||
Занятия в клубе, кружке, секции или | |||
другом объединении по интересам | |||
Обстановка в классе | |||
Пример родителей | |||
Пример педагогов | |||
Отношение к вам ваших товарищей | |||
Ваше увлечение в свободное время | |||
28—30 | Другие средства (элементы) | ||
воспитательного процесса | |||
(перечисляются) |
Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими.
Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах.
Изучение эффективности формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.
Результаты мероприятия характеризуются степенью решения воспитательных задач, мерой его влияния на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы.
1) Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы воспитательной работы.
2) Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Бели после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг своей цели.
3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно, использовать часто. Опрос надо провести в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнения в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств.
Можно использовать открытые вопросы, например: что получилось и -почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие?
Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов.
В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы:
— В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле?
— В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т.п.
При этом используется следующая шкала: 4 — полностью проявил; 3 — в основном; 2 — частично; 1 — мало; 0 — не смог проявить.
Или:
— Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе.
— Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей.
Предлагается шкала:
4 — полезно;
3 — скорее полезно, чем бесполезно;
2 — трудно сказать;
1 — скорее бесполезно, чем полезно;
О — бесполезно.
Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.
4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил.
5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:
а) светит солнце;
6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца; в) идет дождь.
Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план вы-
ступает не эмоциональное состояние участника , а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным.)
6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства.
Важным показателем результативности любого дела (мероприятия) является последействие, т.е. когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.
Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.
Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение учащихся о действенности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы.
Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспи-тательной работы изучается для того, чтобы педагоги и организаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного процесса.