Просветительская деятельность Ф. Скорины
Имя Франциска Скорины, великого просветителя и первопечатника Беларуси, оказавшего значительное влияние на просвещение восточных славян, известно далеко за пределами нашей страны. Однако то, какое место в его деятельности играла религия, долгое время оставался мало исследованным. Вначале это объяснялось господством папства, затем православия, а позже и засильем атеистической идеологии. Каждая из этих сторон не могла не признавать видных заслуг Скорины в деле просвещения.
Франциск Скорина родился около 1490 года (точная дата не установлена) в купеческой семье в Полоцке, входившего в то время в состав Великого княжества Литовского, одного из крупнейших государств Восточной Европы и находящегося в унии с Польшей.
Свое первое образование Франциск получает в родном Полоцке, известном еще со времен Киевской Руси, как один из просвещеннейших русских городов. После этого, благодаря своим незаурядным способностям, он около 1504 года поступает на медицинский факультет Краковского университета. После его окончания он получает право заниматься врачебной деятельностью, но не останавливается на этом и решает продолжить обучение уже в Италии, в знаменитом Падуанском университете. Но уровень Скорины был настолько высок, что обучаться там ему не пришлось. Девятого ноября 1512 года он блестяще экстерном сдает все экзамены и получает степень доктора медицины.
Об этом красноречиво свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года: «…прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью Божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин…»
И до сих пор на стене Падуанского университета среди 40 лучших его воспитанников за всю его историю значится и имя Франциска Скорины.
Перед юношей открывались ворота спокойной и богатой жизни. Но он, такой внимательный и вдумчивый от природы, желал не этого. Он видел слезы, гнет своего народа, его религиозную темноту, в которой место веры заняли суеверия.
В период своего обучения он случайно открыл для себя на латинском языке библейскую книгу Псалтирь, которая поразила его своей красотой и глубиной. Он был возмущен, что Библия, Слово Бога, так жестоко преследуется и запрещается ни кем — нибудь, а самой христианской церковью в лице папства. Он явственно понял, что только Библия способна вернуть его народу веру в Бога, вытеснив суеверия и человеческие постановления, только она способна просветить народ, победив темноту и людские пороки.
Эти размышления Скорины совпали по времени с деятельностью Мартина Лютера, открыто выступившего против засилья папства, права отпускать им грехи людей и т.д. 95 тезисов Лютера всколыхнули всю Европу и стали особым стимулом и для Скорины. Незадолго до этого и именно в Праге – этой родине гуситского движения (реформационное религиозное движение, основанное доктором Яном Гусом), Скорина, после долгой переводческой работы в белорусской редакции церковнославянского языка 6 августа 1517 года в типографии Павла Северина печатает Псалтирь . 10 сентября этого же года он печатает там же книгу Иова, 6 октября — книгу Притчей, 2 января 1518 года — Екклесиаст, 9 января — Песню Песней и т. д..
Впервые за всю историю белорусский народ получает Библию на родном языке! Библия Франциска Скорины на белорусском становится одной из первых Библий в мире, изданных на национальных языках . До этого Библия, и то в единичных, практически никому не доступных экземплярах, была издана только на латыни, которую не только простой народ, но и большинство духовенства не понимали. Папство запрещало долго издавать и переводить Библию, так как это привело бы к раскрытию тех лжеучений, которое оно внедрило в христианство, а также поколебало бы его власть над людьми, которую они себе присвоили. По этой же причине средневековая церковь выступала и против несения грамоты в народ, поддерживая ее, и то в крайне умеренных рамках, среди духовенства. Темными необразованными людьми управлять всегда легче, как и легче таких людей заставить верить в различные суеверия и обряды. И поэтому перевод Скорины стал ударом по всему зданию средневековой церкви, а он сам, как последователь Гуса, одним из первых протестантских реформаторов Беларуси.
Недаром и после его смерти униатский католический архимандрит Атаназий Антоний Селява, автор книги Anteleuchus (Вильня, 1622), обращаясь к православным, с желчью писал о начале Реформации в Беларуси: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-русски».
Не устраивали переводы Библии на понятный для людей язык и духовенство тогдашней России. Так, «стремясь пролить свет знаний и среди братского русского народа, Скорина привез в Москву большую партию своих изданий, однако они по приказу великого князя московского были сожжены». Этим князем был Василий Третий, мать которого принадлежала к Византийскому императорскому дому. И, кстати, именно Василий Третий не дал развиться Реформации на Руси, приговорив к сожжению тех, кто принял эти идеи. И бояре, правящие после Василия в малолетство его сына Ивана, будущего Грозного, четко следовали этой же политике. И в то время, как принявшая учение Реформации Европа шагнула далеко вперед в своем культурном, духовном и научном развитии, Русь осталась в оковах феодализма, вылившегося вскоре в крепостничество и темные религиозные суеверия.
Однако в Великом княжестве Литовском — родине Скорины ситуация сложилась по иному. Идеи возврата к чистоте библейского учения встретили огромную поддержку, как в народе, так и у ремесленников, и дворян. В 1520 году Скорина переезжает в Вильно (совр. Вильнюс) и уже там продолжает издание библейских книг, напечатав в 1525 году «Апостол», включающего Евангелия и Послания апостолов.
Особенность изданных Скориной библейских книг состояла и в том, что он снабжал их предисловием и комментариями, которые раскрывали всю ту же темноту и человеческие постановления папской церкви, и одновременно — призыв к просвещению.
«И всякому человеку потребна чести, понеже ест зерцало жития нашего, лекарство душевное, потеха всем смутным, они же суть в бедах и в немощах положены, надежа истинная…». «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». Эти простые и вроде бы такие понятные сегодня слова звучали по-настоящему революционно в то суеверное и темное время.
Как уже известного всей Европе печатника и просветителя, его приглашают в знаменитый Кенигсберг, правитель которого также весьма увлекся идеями протестантизма, а затем вновь в Прагу. Авторитет Скорины был настолько велик, что его привлекают в 1529 году к составлению Статута Великого княжества Литовского. И везде Скорина несет Слово Божье людям, борется с суевериями, пороками, темнотой и необразованностью народа. Параллельно с этим он продолжает заниматься и своей медицинской практикой. Этого человека поистине хватало на все.
Он умирает в 1551 году в Праге, но его дело поистине пережило его. Своим переводом Библии на язык народа, своим примером он подготовил целую плеяду великих белорусских религиозных просветителей и реформаторов. В частности, Симона Будного (1530-1593), Василия Тяпинского (умер около 1599 г.), продолжившим издание Библии на белорусском языке и явившихся авторами глубоких духовных и просветительских сочинений, в которых они обличали папское засилье, всячески поддерживающего феодальные порядки и безграмотность и «ополячивание» населения. И в этих работах они прямо ссылаются на Скорину, как своего фактического учителя. Таковым его считали и все видные религиозные деятели 17-18 веков, в работах которых он прямо называется протестантом. Кстати, на сегодняшний день доказана и встреча Скорины с Мартином Лютером.
Проповедь идей протестантизма, начатая в Беларуси Скориной, приводит к тому, что уже через два года после его смерти, в 1553 году Великий канцлер Литвы князь Николай Радзивилл переходит из католичества в протестантизм.
«Реформация несла с собой новый, более высокий уровень развития науки и культуры, содействовала совершенствованию духовно-нравственной жизни. В это время среди различных слоев населения распространялись гуманистические идеи, увеличивалось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание, открывавшие дорогу знаниям, культуре. Это особенно заметно было в Беларуси. В Несвиже, во владениях Николая Радзивилла, собирались выдающиеся проповедники и учителя новой веры. В 1563 г. на средства князя в Бресте была напечатана знаменитая Радзивилловская Библия, что с точки зрения католических иерархов было невиданным святотатством, т. к. наисвятейший престол римского первосвященника запретил верующим не только переводить Библию, но и читать ее. В 50-60-е годы XVI в. были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любиче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-полемические произведения, учебная и педагогическая литература, панегирики. Некоторые издания печатались на белорусском языке, хотя преобладал язык польский. В предисловиях и комментариях к переводным изданиям Библии или отдельных ее книг такими деятелями реформационного движения, как С. Будный, Л. Крышковский, М. Ковечинский, В. Тяпинский, высказаны назревшие духовные проблемы белорусского общества. Ими подчеркивалась необходимость народного образования, развития духовного наследия славянского мира, противостояния колонизаторским тенденциям. В предисловии к Евангелию Василий Тяпинский с сожалением констатирует, что некоторые из белорусов «в польские школы альбо в иншия себя и дети без встыду заправуюць». Вызванные Реформацией горячие споры, многочисленные полемические публикации положительно сказались на развитии белорусского литературного языка».
И потому сегодня приходится только удивляться, когда некоторые начинают говорить о том, что протестантские церкви — это секты и им не место на нашей земле. Протестантизм как раз и выступал всегда против всего того, что отличает сектантство: темноты, суеверий, невежества. За это как раз ратовали их противники из числа папства. И мы можем только себе представить, как был бы рад Скорина, если бы узнал, как сегодня на его родных землях широко идет проповедь Евангелия, как раскрывается перед людьми Божий Десятисловный Закон.
Сегодня белорусский народ свято чтит память о Франциске Скорине. Совсем недавно построена в Минске великолепная библиотека, одна из лучших в Европе, носящая его имя, а перед ней воздвигнут памятник этому прекрасному Просветителю, Протестанту и религиозному Реформатору нашей родины.