Понятие « социально-педагогическая технология » в психолого-педагогической литературе и его характеристика
По данным филологов, понятие «технология» (Technology) происходит от греч. тechne - искусство и logos – учение, впервые было зафиксировано в русском языке в ХYIII веке, в работах Федора Поликарпова (1660-1731), где употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению ( ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте) (49).
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства.
Однако происхождение этого термина, который восходит к двум греческим словам — techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности.
Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 —80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г.Стефанов подчеркивал: «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».
В это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В. С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:
В 1950-е годы в зарубежной педагогике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении», которое в английском языке обозначается термином lechology in education. Его разработкой занимались Г. Рейс, В. Кос-карелли, Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др. (17).
В начале 1960-х годов понятие «технические средства в обучении» стало трактоваться шире — как новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, что привело и к изменению обозначающего это понятие термина, который стал звучать по-английски technology of education — «технология обучения» или «технология учебного процесса». В русле этого направления начали издаваться соответствующие журналы, создаваться научные сообщества в США, Англии, Японии и других странах.
В отечественной научно-педагогической литературе этот термин, переведенный на русский язык как «педагогическая технология», появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного понятия, принадлежали Т. А. Ильиной. В 1973 г. она приняла участие в одной из международных конференций по программированному обучению и педагогическим технологиям, проводившихся с 1966 г. в Англии. На этой конференции обсуждалось содержание понятия «педаогическая технология» и было отмечено, что оно включает в себя: 1) проблемы применения технических средств в учебном процессе (в том числе и технических средств программированного обучения);
2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:
а) программированное обучение;
б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.);
в) методический принцип пошаговой подачи учебного мате риала с подкреплением, который может быть реализован не только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств.
Специалисты отмечают, что в СССР термин «педагогическая технология» распространения не получил, а то, что связывают с ним за рубежом, находит отражение в дидактике.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов получает развитие концепция технологизации учебного процесса, которая способствовала утверждению выражения «педагогическая технология обучения». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В последующем встречается и термин «педагогическая технология воспитания». Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю.К. Бабансюш, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Л.Я. Зорина, М.В. Кларин, Л.Н. Ланда, И.П. Раченко, Н.Ф.Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова, П.М. Эодниев и др. (8; 98).
В дидактике понятие педагогической технологии, ее структуру и особенности реализации в процессе обучения одним из первых обосновал В. П. Беспалько. Первая обобщающая работа по педагогической технологии воспитания подготовлена коллективом авторов под руководством Н. Е. Щурковой.
В 1990-е годы количество публикаций по проблемам педагогических технологий возросло. В педагогических вузах были введены учебные дисциплины «Педагогические технологии, теории, системы», «Методика и технология работы социального педагога» и др., появились первые учебные пособия.
Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики.
В отличие от зарубежных стран, где социальная педагогика либо вообще не выделяется из социальной работы, либо рассматривается как ее составная часть, для России характерно обособленное развитие этих двух взаимосвязанных профессиональных сфер, которые изначально были ведомственно разобщены.
Анализ сущности и содержания социальной работы показывает, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпывается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из области социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществляется педагогическими средствами.
Вместе с тем социальная работа и социальная педагогика, хотя и имеют много общего, но каждой из них присуще свое, особенное. Это особенное находит отражение в содержании, средствах, методах и методиках практической деятельности и, в конечном итоге, в технологиях.
У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А. С. Макаренко, хотя само выражение «педагогическая технология» в его публикациях не встречается. Говоря о «механизации педагогического дела», он подчеркивал, что она представляет «явление положительное и полезное, но эта механизация все же должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля». Чем больше размышлял А. С. Макаренко о педагогической деятельности, тем больше находил сходства «между процессами воспитания и обычными процессами производства». «Каждый воспитанный нами человек, — писал он, — это продукт нашего педагогического производства».
В его теоретических работах, художественных произведениях и практической деятельности нашли отражение различные социально-педагогические технологии работы с отдельными личностями и коллективами. Об этом можно судить по продуманности воспитательной деятельности, включающей элементы, характерные для структуры социально-педагогических технологий. В частности, в воспитательной деятельности А.С.Макаренко обращал внимание на постановку цели, выбор соответствующих методов и средств, обеспечение качества их реализации, гибкую коррекцию воспитательной деятельности, учет ее результативности, а также учет всех факторов, оптимизирующих процесс воспитательной деятельности, и многое другое.
Среди воспитательных технологий, разработанных А.С.Макаренко, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата и др.
Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применимости термина «технология», который стал активно использоваться в других областях знания и профессиональной деятельности, в частности в социологии, педагогике и психологии.
Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технология адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития навыков самоконтроля, самозащиты) (9).
Позитивно рассматривая эти и ряд других позиций различных авторов, выделим одну, к сожалению, отрицательную тенденцию в развитии социально-педагогических технологий. Ее суть - в констатации только в назывном плане элементов технологии, всех этих «программ», «действий», «операций», «процедур», «шагов» и других понятий, используемых разработчиками технологий в целях их характеристики. Серьезные исследования элементов, которые потенциально составляют структуру конкретной социально-педагогической технологии или технологии социальной работы, очевидно, все еще впереди. Однако их отсутствие не означает отсутствия самих технологий, реализуемых специалистами социально-педагогической и ли социальной работы на интуитивном или не до конца осознаваемом уровнях. Эти технологии существуют, реализуются и являются действенными инструментальными конструкциями в деятельности соответствующих специалистов, тем более что таких технологий практика накопила в значительном количестве. Предпринимаются попытки их анализа, классификации по целям, задачам, функциям, реализуемому содержанию деятельности, степени общности и т.д. Логично предположить, что такая работа также может быть отнесена к приоритетам в научных исследованиях.
Следует отметить, что любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
- разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
- координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
- однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Специалисты выделяют следующие виды технологий: педагогические, социальные и социально-педагогические.
Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.
Под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например, система контроля исполнения принятых управленческих решений, то есть социальная технология — это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология — это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)».
Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно. Оно производится на основе и с использованием научных знаний передового опыта и строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс).
Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология. Она отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности, являясь элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.
Таким образом, систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные: социальная технология — это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы; определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы; специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что и среди них также нет единства. Под педагогической технологией, в частности, понимают:
- проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько) (8);
- сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова) (98);
- упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин) (57);
- процесс регламентации и описания операций по управлению процессом формирования специалиста;
- средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предполагающем органическое сочетание объективированных средств деятельности, способностей и умений;
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение интересов современной политики государства в области образования;
- последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач;
- планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;
- строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и др.
Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные: педагогическая технология — это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели; программа (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике; совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.
Таким образом, педагогическая технология – в основном рассматривается с двух позиций: как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели – исследовательский (теоретический) подход; как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом) – практико-ориентированный подход.
Современные условия диктуют необходимость поиска новых подходов к определению сущности социально-педагогической технологии. Основой для этого должен послужить анализ и систематизация различных подходов к пониманию сущности технологии вообще, а также социальной технологии и педагогической технологии в частности. При этом могут быть выделены два основных подхода.
Согласно первому подходу, опирающемуся на трактовку технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности, социально-педагогическая технология — это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.
Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий.
Теоретическая социально-педагогическая технология — это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (действия, операции и процедуры), необходимые в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности.
Такая технология может быть представлена в виде: учебника; учебного пособия; учебно-методического пособия; теоретической разработки технологии.
Исследовательская социально-педагогическая технология — это специально созданная, научно обоснованная методика (последовательность использования совокупности методов и средств), позволяющая познать (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, развития, качественного изменения и т.д. Такие технологии используются при исследовании социально-педагогических проблем и позволяют не только познавать само социально-педагогическое явление, но и проектировать процесс его качественного изменения.
Технологии данного типа могут быть представлены в виде: программы исследования (исследовательская программа); методики исследовательской деятельности; экспериментальной разработки.
Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-педагогических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа.
Прикладная (практическая) технология общего типа — это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Технологии такого типа применимы при решении общих задач социальной педагогики в работе с конкретным объектом. Они могут быть представлены в виде:
- программы социально-педагогической деятельности, содержащей обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемых методов и средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемого результата;
- методики работы специалиста (специалистов) по решению социально-педагогической задачи (индивидуального развития и воспитания, исправления, педагогической реабилитации и др.), включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения; методической разработки.
Прикладная (практическая) технология частного типа — это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата.
Социально-педагогические технологии данного типа применяются при решении частных задач социальной педагогики. Они могут быть также составной частью социально-педагогической технологии общего типа.
Примеры подобных технологий: сценарий деятельности специалиста в процессе решения частной социально-педагогической задачи (проблемы); методика реализации определенного метода в контексте решения частной социально-педагогической проблемы; методические рекомендации по решению конкретной социально-педагогической проблемы.
Для выявления наиболее общих признаков, характеризующих технологию как инструментальную систему, нами были предприняты усилия по смысловому, содержательному и текстовому анализу имеющихся подходов к определению содержания термина «технология» применительно к социально-педагогической практике. Так, например, некоторые исследователи считают, что социально-педагогическая технология это - особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в определенных условиях; рассматривают ее как «целенаправленную, наиболее оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды».
Л.В. Мардахаев считает, что социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом).
Л.Е. Никитина полагает, что «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм… стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы» (48).
Шакурова М.В. отмечает, что, будучи, по сути, технологиями социального типа, социально-педагогические технологии подразделяются на субъектные, деятельностные и средовые виды технологий (98).
Детальный анализ социально-воспитательных технологий представлен Г.К. Селевко и А.Г. Селевко, которые отмечают, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы (67).
В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.
По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).
По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.
По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют так называемые средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).
По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.).
По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А. И. Пригожий выделил: кабинетные (получены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).
Таким образом, к числу социально-педагогических технологий можно отнести, носящих теоретический, исследовательский и прикладной характер.