Рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков детей четвертого года жизни ДОУ № 7. г. Ухта
Рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков детей четвертого года жизни предназначены для родителей и педагогов ДОУ №7 г. Ухта.
Родители должны получить на руки памятку следующего содержания
1. Научите своих детей пользоваться ложкой и вилкой (проявите терпение)
2. Приобретите домой бумажные салфетки и пользуйтесь ими за столом
3. Хвалите своего ребенка за то, что он не крошит хлеб
4. Хвалите своего ребенка, когда он тихо выходит из-за стола
5. Благодарите друг друга за завтрак, обед и ужин
6. Заведите своему ребенку только его кружку
7. Закатывайте рукава своему ребенку в ванной
8. Помогайте ребенку утром мыть лицо и руки
9. Не торопитесь, выполняйте все операции последовательно
10. Покажите, как аккуратно складывать полотенце, хвалите своих домашних за аккуратное поведение
11. Научите своего ребенка раздеваться спокойно, смотря на ту деталь одежды, которую он снимает. Ребенок должен все предметы своего гардероба складывать отдельно.
Родители, помните!
1.Вы единственный образец культуры и гигиены для своего ребенка
2.Хвалите своего ребенка всегда за проявление личной культуры и гигиены
3. Старайтесь всегда указывать на неправильное культурное и гигиеническое поведение своему малышу
4.Сочетайте словесные указания с правильной организацией окружающей среды
5. Помните, что воспитатель в детском саду может только продолжать развитие культуры и гигиены Вашего ребенка
6. Не заставляйте ребенка делать что-то новое, если он плачет или хочет спать.
Воспитатели группы также получили рекомендации по формированию и поддержанию культурно-гигиенических навыков детей.
Уважаемые воспитатели!
1. Показывайте пример правильного поведения за столом, в туалетной комнате, не ленитесь помочь ребенку сложить вещи перед сном на стуле
2. Один раз в неделю организуйте беседы ,посвященные одной из группе КГН
3. Разработайте специально для Вашей группы упражнения в действиях, которые наглядно покажут как мыть руки, опрятно принимать пищу
5. Разработайте дидактические игры для формирования КГН
6. Используйте потешки, стихи для начала того иди иного гигиенического действия.
7. Дайте детям задание на дом и проверьте отдельные действия, например, пусть каждый ровно сложит свою одежду перед сном.
8. Разработайте конкретные игры для поведения за столом или позаимствуйте готовые варианты
9. Проведите наблюдение за каждым ребенком и сообщите родителю о самых сложных барьерах на пути к формированию КГН.
Таким образом, рекомендации, разработанные для педагогов и родителей, помогут сформировать и закрепить культурно-гигиенические навыки у детей четвертого года жизни ДОУ № 7 г. Ухта.
Заключение
Психофизиологическая характеристика ребенка четвертого года определяется набором следующих характеристик: общение становится внеситуативным, может общаться по поводу того, что только представляется, ведущий мотив общения – познавательный, включается планирование.может устанавливать простые причинно-следственные отношения. Вес тела ребенка увеличивается на 2 кг, рост замедляется до 4-5 см в год, утолщается кожа, она становится эластичнее, устойчивее к механическому воздействию, развивается костная система малыша, сердечно-сосудистая система становится выносливой, рост составляет приблизительно 100 сантиметров. Память характеризуется непроизвольным запоминанием. Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь навыка чистоты и гигиены. Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Основными группами культурно-гигиенических навыков являются: опрятный прием пищи, мытьё рук и личная гигиена, снимание и надевание одежды в определенном порядке.
Значение культурно-гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста: развитие нравственных чувств, развитие внимания и воли, речевое развитие, условия для здоровья, стремление к самостоятельности, контроль за внешним видом, познание окружающего мира, предпосылки формирования основ эстетического вкуса, развитие воли ребенка, доступный вид трудовой деятельности (самообслуживание), развитие нравственных чувств.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей. Родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Воспитатель в детском саду должен только продолжать развитие культурно-гигиенических навыков, т.к. в детском саду большее внимание уделяется развитию познавательных способностей. Родители должны знать, что формирование культурно-гигиенических навыков происходит одновременно в трех сферах: когнитивной, психомоторной и аффективной. Родители должны помнить, что формирование культурно-гигиенических навыков зависит от постоянной их тренировки, стремления к сотрудничеству с родителями.
Практикующие педагоги, воспитатели в дошкольных группах детей четвертого года жизни использовали разнообразные средства формирования культурно-гигиенических навыков. Среди них: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых, показ, пример, объяснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, игровые приёмы: (дидактические игры, потешки, стихотворения), косвенные указания, доведение начатого до конца, проверка выполнения отдельных действий или заданий, игры («Чистоплотные дети», «Чистый из чистых», «Кукла заболела»), разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций; многократные повторяемые упражнения; индивидуальная работа с каждым ребенком.
В ходе подготовки к процедуре сбора информации о КГН детей четвертого года жизни в ДОУ № 7 г. Ухты разработана программа исследования, в которой выделены: актуальность прикладного исследования, его проблема, прикладной объект и предмет, сформулирована цель, задачи, выдвинута гипотеза. На основе теоретических положений настоящего исследования разработана прикладная модель изучения процесса формирования культурно-гигиенических навыков детей 4-го года жизни ДОУ № 7. Прикладная модель исследования положена в основу трех инструментариев: карточки наблюдения за детьми, анкеты для родителей, бланка интервьюирования воспитателей.
Результаты исследования процесса формирования КГН у детей позволяют отметить, что состояние культурно-гигиенических навыков детей четвертого года жизни ДОУ № 7 г. Ухта обусловлено отсутствием разнообразного опыта родителей и ограниченным набором педагогических средств у педагогов. Следовательно, необходимо сформулировать ряд рекомендаций по организации процесса формирования КГН у детей. Рекомендации касаются культурно-гигиенического поведения родителей и иллюстрируют не только особое отношение к каждому из КГН ребенка, но и содержат положения, регламентирующие поведение родителя дома. Рекомендации для педагогов связаны, в первую очередь, с методической работой, в рамках которой педагоги должны освоить интерактивные средства педагогического воздействия на культурно-гигиенические навыки ребенка.
Результаты проведенного теоретического и прикладного исследования позволяют подтвердить гипотезу, сформулированную во введении: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни связан с равноправным участием в нем всех субъектов воспитательного процесса: родителя, ребенка, воспитателя.
Перспективы настоящего исследования связаны с внедрением рекомендаций в профессиональную деятельность педагогов и бытовую жизнь родителей. Внедрение рекомендаций должно завершиться контрольным наблюдением и сравнительным анализом с результатами констатирующего исследования.
Список литературы