Анализ основополагающих принципов дидактики и условия их реализации
По Подласому)
Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:
- Сознательность и активность;
- Наглядность;
- Системность и последовательность;
- Прочность;
- Научность;
- Доступность;
- Связь теории с практикой.
В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность.
Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.
Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.
1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы, ее важности и значения – необходимое условие сознательного обучения
2. Необходимо обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно глубоко не осознав их.
3. Осмысление каждого слова, предложения, понятия, раскрытие их. Не следует вводить понятий, которые в дальнейшем не будут раскрыты.
4. Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.
5. Неизвестное необходимо логически увязывайть с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
6. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
7. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но необходимо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.
8. Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
9. По настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
10. Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями.
11. Приучать думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания, пересказывания и копирования.
12. Развивать творческое мышление посредством всестороннего анализа проблем, познавательные задачи решать несколькими логически различающими способами, чаще практиковать задания.
13. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос – такой ответ, как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя.
Принцип наглядности обучения -Это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение Принципа наглядности.Вот некоторые из них.
1. Ззапоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступной осязанию – путем осязания.
3. Никогда не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения.
4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
5. Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались.
6. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное.
8. Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию.
Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.
Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения -Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие:
1. Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание изучаемого материала на логически завершенные части.
2. Основательное раскрытие и рассмотрение каждого вопроса, пункта плана.
3. Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения.
4. Следует составлять «опорные» конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
5. Чаще повторять ранее усвоение, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
6. Проводить повторение изученного не только в начале урока, занятия и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка обучения.
7. Следите за способом и формой выражения мыслей.
8. Понимание системы требует логики, а формирование ее – чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию.
9. В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.
10. Важно учить и приучаться к систематическому анализу собственных ошибок.
Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом. А. Я. Коменский отмечал: все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
Принцип прочности -Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.
1. Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
2. Хорошо запоминается сознательно усвоение, осмысленное.
3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.
4. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
5. Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.
6. Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.
7. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
8. Необходимо пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
9. Следует избегать легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.
Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
2. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.
6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.
7. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
8. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
9. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.
10. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.
Дидактические принципы Яна Амоса Коменского Коменский впервые в истории дидактики не только указал нанеобходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущностьэтих принципов:1) принцип сознательности и активности;2) принцип наглядности;3) принцип постепенности и систематичности знаний;4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.а.) Принцип сознательности и активностиЭтот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся непассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко иосновательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствуетсознательность, обучение ведется догматически и в знании господствуетформализм.Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетийдогматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякуютворческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.Коменский считает главным условием успешного обучения постижениесущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучатьюношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность пониматьвещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потеклиручейки (знания)».Коменский также считает основным свойством сознательного знания нетолько понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишьученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какуюэто принести повседневную пользу в общежитии».Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательноеобучение. Самым главным из них является требование: «При образованииюношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не толькоучащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится ичто он делает».Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силахвывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжениясамого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обученияКоменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Обизгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает рядуказаний о том, как ее ускоренить.Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединениис леностью. С нею связаны:1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;3) медлительность и прекращение уже начатых работ».Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и ещеменее того принимают на себя труд, потребный для достижения такогопросвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшейзадачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, ипритом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами,пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учениковя всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и вприменении, как единственную основу для достижения прочного знания,добродетели, и наконец, блаженства». б.) Принцип наглядности Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоениеучащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами иявлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считаетзолотым правилом обучения.К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних странона имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпохугосподства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвениюи ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первымввел использование наглядности как общепедагогического принципа.В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский многораз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее небыло дано в ощущении».Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещейвообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственноедоказательство».2) «Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствамучащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушаливсе, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, такимобразом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредствомсамих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие ихизображения».4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшиеобъяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не толькопринципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществлениянаглядности Коменский считал необходимиым использовать:1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;2) когда это невозможно, модели и копию предмета;3) картинки как изображение предмета или явления.Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мысумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и наскольконам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процессаобучения.Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорическитребует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можнопредоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятиязрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом,доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можновоспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькимичувствами». в.) Принцип постепенности и систематичности знаний Последовательное изучение основ наук и систематичность знанийКоменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требуетовладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической иметодической последовательности.Последовательность и систематичность в превую очередь касаютсяследующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушитьлогику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательностипостроить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обученияи т.п.Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение –«Обучение должно вестись последовательно»Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установленточный порядок обучения во времени, поскольку «порядок -- душа всего».Второе требование касается соответствия обучения уровню знанийучащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательноразделена на классы».Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательнос начала и до завершения».Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значитвсему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образомчто-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правилдля реализации этих требований.1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждыйгод, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и доконца не будет усвоен учащимися.4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новыйматериал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от болеелегкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от болееблизкого к более отдаленному» и т.д.«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдатьвсюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей кразумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путямипросвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением». г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыкамиПоказателем полноценности знаний и навыков являются систематическипроводимые упражнения и повторения.Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Ещедревний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципеповторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методамиобучения.Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи всвязи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского вшколах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание,он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанноена сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должнослужить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений,их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, тоиспользованием, то хресисом, то автохресисом и др. «Так как толькоупражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем ипоэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиесяупражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, впереводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнениятакого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г)упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правахи к) в благочестии».Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памятидолжны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступаетпротив механического запоминания в пользу логического и указывает:«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательнозакреплено памятью».Также большое внимание Коменский требует уделять физическомувоспитанию учащихся.Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменскийвыдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа вобучении:«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частыхи особенно искусно поставленных повторений и упражнений».В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод вовсех упражнениях».«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошопонятно».На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторитьв том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснитьправила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое...»По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороныучеников»«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное имправильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметьвозможность тотчас исправить ошибки».«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболееотстающие поймут изложенное нстолько, чтобы идти наравне с остальными».«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученикиусвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении надним».«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, таксказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некотораябодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлениемговорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будетособенно полезно в жизни».Коменский разработал такие требования для принципа обучения иповторения:1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что импредписывают законы и учителя».3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках,проводимых по нашему методу».«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учениковтребуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конценедели устраивать повторения».Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторениеполностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знанийучащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не толькоявляются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и понынесохраняют свое теоретическое и практическое значение.Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.
18.Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Информационно- рецептивный метод | Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. | Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное). |
Репродуктивный метод | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания). |
Метод проблемного изложения | Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. | Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). |
Эвристический метод | Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка. |
Исследовательский метод | Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов. |
19.планы-конспекты…
Виды нестандартных уроков.
Урок «пресс-конференция»
Урок соревнование
Урок КВН
Урок экскурсия
Урок "мозговой атаки"
Суть метода заключается в следующем: за минимум времени - максимум идей Мозговые атаки особенно актуальны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.
Начинается занятие с формулировки главной проблемы, которую предстоит решить. Далее класс делится на бригады и назначаются эксперты. Проводится тренировка: члены бригад быстро отвечают на вопросы. Следующий этап - "штурм" поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание и за 15 минут должна найти неординарное решение проблемы. Требования к выдвигаемым идеям: новизна, простота, надежность, доступность.
Урок игра…
У традиционных уроков есть «+» и «-»:
«+» | «-» |
1. Организационная чёткость педагогического процесса. 2. Системный характер обучения. 3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся. 4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей. | 1. Учитель ограничен временными рамками. 2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса 3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы. |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
· организационный момент;
· проверка домашнего задания;
· проверка знаний и умений учащихся;
· постановка цели занятия перед учащимися;
· организация восприятия новой информации;
· первичная проверка понимания;
· организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
· творческое применение и добывание знаний;
· обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
· контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
· домашнее задание к следующему уроку;
· подведение итогов урока.