Различные подходы к пониманию сущности процесса образования
Образование является центральным понятием образовательной науки и смысл носящим. Именно поэтому оно трактуется в различных значениях. И многообразие этих значений вносит некоторую путаницу.
1) Образование рассматривается как культурно-исторический феномен. В этом смысле образование всегда связано с этносом. И с этой точки зрения профессор Белозерский замечает: «Каждый этнос создает необходимое для себя образование, которое передает от одного поколения к другому общность поведенческих черт, сохраняет язык, литературу, правила общежития и хозяйствования, общее миропонимание». В этом смысле образование можно представить как процесс о «предметчевания распредметчивания». Человечество накаливая культурный опыт делает определённые обобщения выбирая самое красивое, истинное и значимое. Конкретная личность, сталкиваясь с подобными идеалами, воспринимает их по-своему, наполняет личными смыслами, эмоциями, т.е. распередмечивает. Любая личность это совокупность биологически неповторимого (самости: цвет волос, темперамент, характер) и социумности. Таким образом, человек это биосоциальное существо, на которое влияет наследственность и остальные факторы. Образование, культура и личность находятся в четкой зависимости друг с другом. Образование является связующем звеном между культурой и личностью, с другой стороны культура всегда подразделяется на общественную и личную.
2) Образование как педагогический процесс. Образование это специально организованное, целенаправленное взаимодействие взрослых, педагогов и воспитанников с целью их обучения, воспитания и развития. В этом смысле образование характеризуется системностью (многокомпонентностью с зависимостью элементов), целенаправленностью, продолжительностью, адаптивностью.
3) Образование как система образовательных уровней: система дошкольного образование, общего полного среднего образования, дополнительного образования, специального (коррекционного) и профессионального.
4) Образование как результат. Под образование подразумевается какая-та «корочка». Результат образования подразумевается как итог какого-то этапа образовательной деятельности. Результативность процесса образования можно описать цепочкой (предложил Е.Н. Днепров): грамотность, образованность (средняя школа), компетентность (получение профессионального образования), культурность.
Закон РФ «Об образовании»
Указом президента РФ от 11 июля 1992г. был принят закон об образовании. В нем впервые появилось понятие государственного образовательного стандарта – это «обязательный минимальный уровень требований, установленных государством, определяющих содержание образования, его логику и объем, требования к выпускнику, а также перечень необходимых условий для его реализации».
По этому закону появилось понятие платных образовательных услуг. Всего 3 таких случая.
1) В случае реализации продуктов образовательной деятельности обучающихся. Детям выплачивается зарплата за их труд.
2) В случае предоставления образовательных услуг, не предусмотренных стандартом.
3) В случае предоставления образовательных услуг, предусмотренных стандартом, но с увеличением объема.
Образовательные принципы в РФ
1) Государственно-общественного управления образования.
2) Принцип демократизации. Подразумевает наличие различных методик и технологий, альтернативных учебников и пособий, возможность выбора образовательного учреждения.
3) Принцип гуманизации на потребностях конкретной личности и приоритетность перед интересами группы, государства в целом. Идея индивидуальности начала подниматься еще в 80-е годы XX столетия.
4) Принцип гуманитаризации. Он касается содержания образования.
Очень важно заложить базу! Сейчас она размылась.
Педагогика как наука
План:
1) Понятие педагогики
2) Предмет и функции педагогики
3) Основные категории педагогики
4) Структура педагогики и система педагогических наук
5) Связь педагогики с другими науками (с/р)
Понятие педагогики
Любая наука возникает при соблюдении следующих условий:
– наличие определенного эмпирического опыта
– должен быть накоплен определенный багаж положительного и отрицательного, в котором выделились тенденции и закономерности данной научной области
– выделение специальных людей, которые способны и хотят обрабатывать эти тенденции и закономерности
– наличие необходимых условий и учреждений, где соответствующей деятельностью будут заниматься
На определённом этапе общественного развития возникла педагогика. На данный момент существуют различные подходы к определению педагогики.
1) Педагогика рассматривается как наука, т.е. определенный набор истин, доказанных на практике. Гессен (19век) писал: «Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык. Для образования наукой такой является педагогика».
2) Педагогика это практика воспитания. Определенный уровень мастерства воспитателя. Приравнивается к понятию педагогическая технология – это совокупность действий профессионала, гарантирующих получение оптимального результата.
3) Возник с середины 19 века. Педагогика и наука и искусство воспитания. Именно в этом значении мы с вами изучаем и рассматриваем педагогику как обоснованное.
4) Педагогика это культура. Появился в 20 веке. Раз педагог формирует будущего человека, то сама эта деятельность – деятельность творца культуры.