Различные подходы к пониманию эмоций

Понятие эмоций

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. Они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой — тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражаюшнх и форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость для человека явлений и ситуаций. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции окрашивают отражаемое содержание, то есть то. что нами ощущается, воспринимается, запоминается, мыслится. Они всегда имеют предметную отнесенность,направленность. Это значит, что эмоция всегда вызывается чем-то — будь-то ситуация, событие, прошлое, настоящее, будущее. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отряжаемого содержания, с другом. собственно эмоционального переживания. то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Любая эмоция характеризуется тремя аспектами:

§ Процессами, происходящими в нервной. сердечнососудистой, пищеварительной и других системах (физиологический компонент эмоций);

§ субъективно пережинаемым или осознаваемым ощущением эмоции (психологический компонент);

§ внешним выражением эмоций (мимика, пантомимика).

Функции эмоций

Эмоции выполняют следующие функции:

1. Сигнальная функция—эмоции сигнализируют нам о значимости объектов и предметов.

2. Оценочная функция — эмоции оценивают, что в данной среде необходимо для человека, а чего следует избежать.

3. Функция побуждения — эмоции побуждают человека к активности.

4. Функция предвосхищения — чувства и образы образуют, согласно А.В.Запорожцу, систему (эмоциональное воображение), которая предвосхищает социальное действие.

5. Мобилизующая функция — эмоции делают человека более собранным, мобилизуют его психические ресурсы.

6. Функция открытия нового в интеллектуальных процессах — эмоции догадки («Ага» переживания предвосхищают нахождение решения.

Различные подходы к пониманию эмоций

Эмоции являются одним из наиболее сложных и неуловимых предметов исследования. Поэтому, наверное, проблема эмоций нашла неоднозначное толкование в психологии. Рассмотрим основные подходы к исследованию эмоций.

1. Психофизиологический подход Джемса-Ланге. Этот подход основывается на тесной связи между эмоциональными и физиологическими процессами. Действительно, кто из вас не наблюдал учащение сердцебиения под влиянием сильных положительных и отрицательных эмоций? Американский психолог Джемс и немецкий — Ланге независимо друг от друга пришли к следующему заключению: эмоции возникают как вторичные явления на основе физиологических реакций. Например, человек печален, потому что он плачет, боится, потому что бежит.

2. 3.Фрейд рассматривал эмоции как разрядку инстинктивной энергии. Согласно З.Фрейду, воспринимаемый предмет служит инициатором бессознательного процесса. Этот процесс мобилизует бессознательную инстинктивную энергию. Если для этой энергии нет открытых свободных путей выхода (если инстинктивные требования конфликтны), (та находит разрядку через другие каналы. Эмоция возникает как разрядка энергии.

3. Отечественный психолог П. И. Симонов устанавливает в своей теории, названной им информационной теорией эмоций, тесную связь эмоций с потребностями. Он считает, что эмоция есть отражение актуальной потребности и возможности вероятного ее удовлетворения субъекта, есть информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, а также информация о средствах. которыми субъект располагает в данный момент. Если объем необходимой информации больше нежели объем имеющейся информации, то возникает отрицательная эмоция, если наоборот — то положительная.

4. В теории деятельности А.Н.Леонтьева эмоции_рассматриваются как одна из форм существования личностного смысла. Связь событий с мотивами непосредственно сигнализируется возникающими эмоциональными переживаниями.

Наши рекомендации