Основная гимнастика н. бука
Датчанин Нильс Бук (1880 - 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.
Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал «примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.
Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.
В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.
Упражнения систематизировались по следующим принципам:
1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.
Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:
1-я часть урока - упражнения без снарядов (12-30 упражнений);
2-я часть урока — упражнения на шведской стенке и буме (6 - 22 упражнения);
3-я часть урока - ходьба, упражнения в ловкости (9 - 20 упражнений). Для женщин игра с пением.
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).
Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.
Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.
Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педагогов составляли системы средств и методов физического воспитания.
Франсуа Дельсарт (1811 - 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.
Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.
Айседора Дункан (1876 - 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много последователей, которые использовали выразительную гимнастику для физического воспитания девочек.
Ритмическое направление современной гимнастики связано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 — 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.
При первых же попытках «делать шаги» под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, которой овладевает ученик.
Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движениях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно ученикам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономичными.
Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преобладали плавные, закругленные движения, взятые из ритмической гимнастики.
Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIXв. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спортивных упражнений.
В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.