Педагогические технологии производственного обучения
Для процесса производственного обучения приоритетным является формирование профессиональных умений и навыков, а не профессиональных знаний. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации. Производственный труд учащихся — основное средство производственного обучения.
Взаимосвязь теории и практики. Структура процесса производственного обучения подразумевает сочетание обучении учащихся а специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных учетах, полигонах, в учебных хозяйствах, на учебных установках) и в условиях реального производства. Процесс производственного обучения осуществляется с помошью определенных средств: наряду с дидактическими особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.
Технология фронтально-группового производственного обучения в учебной мастерской — самая распространенная в профессиональных образовательных учреждениях. В основе ее лежит урок производственного обучения.
В структуре урока производственного обучения выделяют организационную (внешнюю) структуру: вводный инструктаж (инструктирование) учащихся мастером; основную часть — упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж учащихся — и дидактическую (внутреннюю) структуру: целевая установка на урок; актуализация знаний и опыта учащихся; формирование ориентировочной основы действий учащихся; формирование (отработка) умений выполнять трудовые приемы, способы, операции, отдельные виды работы, те. элементы, составляющие основу осваиваемой профессии (специальности); применение (закрепление, развитие, углубление) ранее освоенных трудовых действий; формирование умений и навыков выполнять целостный трудовой процесс, характерный для профессии (специальности); подведение итогов — оценка и самооценка.
Бригадная организация производственного обучения в учебных маетерских практикуется, как правило, после освоения основ профессии- трудовых приемов и операций, накопления определенною опыта, т.е. в процессе выполнения работ комплексного характера. К этому времени уже сформирован единый коллектив учебной группы, и разделение его на микроколлективы — бригады — не будет влиять на слаженность и работоспособность группы в целом, а это очень важно для нормальной учебно-воспитательной работы мастера.
Комплектование ученических бригад: однородные бригады (состоящие из учащихся, примерно равных по силам и возможностям) и смешанные бригады (куда включаются и сильные и средние и слабые)
Технология тренажерного обучения моделирует условия и содержание производственной деятельности человека, позволяет создавать оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения этой деятельности. с помощью тренажеров проводятся упражнения по отработке трудовых умений и навыков в тех случаях, когда условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке. По конструкции и назначению тренажеры можно подразделить на четыре группы.
1. Тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов: например, автомобильные тренажеры, тренажеры, моделирующие технологические установки, и т.п.
2. Тренажеры, предназначенные для формирования умений интеллектуальной деятельности: например, тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиска причин брака и т.п.
3. Тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо двигательного навыка: например, тренажер для отработки координации движений рук при опиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой и т.п.
4. Компьютерное моделирование -все шире используется в производственном обучении. Основным средством обучения в этом случае являются специально разработанные педагогические программные средства.
Активные методы обучения (методы задействовавшие внешнюю и
внутреннюю активность учащихся)
Эвристическая беседа. Ее сущность состоит в том, что мастер путем вопросов и логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим суть рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению и систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие их мышления.
Деловые игры. Эти игры как форма (метод) обучения относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм и представляют собой имитацию принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок ре-; результатов деятельности и т.п. в различных искусственно созданных или взятых из реальной практики ситуациях, условиях, обстоятельствах путем коллективного обсуждения или разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или вы-; разработанным самими участниками игры правилам.
Проблемное обучение-учащегося ставят в положение первооткрывателей, исследователей учебных и производственных ситуаций. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение познавательных задач (проблем) выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. Вопрос на который учащийся заранее знает ответ, не является проблемой. Не относится к проблеме и такой вопрос, ответ на который учащемуся не известен и у него нет знаний и опыта для его поиска. Проблема-это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее не известен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения.