Теоретический анализ литературных источников
Данный метод служит средством уточнения понятийного аппарата, получения информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявления проблемы и путей ее разрешения.
Работа по подбору литературы обычно начинается после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов: алфавитного, систематического, предметного.
В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.
В систематических каталогах описания произведений даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному.
Предметные каталоги отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.
Также можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, т.к. последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.
При работе с журналами«Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Тренер», «Физкультура и спорт», «Педагогика», «Вопросы психологии» и др. следует начинать просмотр с последнего номера, т.к. в конце его приводится указатель статей, опубликованных за прошедший год.
Знакомству с результатами последних исследований в университетах и институтах поможет чтение сборников тезисов, материалов различных научных и научно-методических конференций, симпозиумов.
Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:
1. Вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу.
2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.
3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.
4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.
В изучении литературных источников можно выделить несколько этапов, название и содержание которых раскрыты в таблице 1.
Таблица 1
Этапы и содержание работы с литературными источниками
Этапы работы | содержание |
1. Общее ознакомление | - ознакомление с оглавлением - беглый просмотр литературного источника |
2. Внимательное чтение по главам и разделам | - выделение наиболее важного участка текста |
3. Выборное чтение | - перечитывание наиболее важной части текста |
4. Составление плана прочитанного материала | - постановка проблем |
5. Выписка из прочитанного | - полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата) |
6. Оформление картотек | - библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника) - картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки) - картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам) - картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала) |
7. Сопоставление прочитанного с другими источниками | |
8. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний |
Изложив существо отдельных положений, нужно выявить точки зрения авторов, вскрыть единство и различия во взглядах, обозначить дискуссионные, неясные и малоразработанные положения.
Необходимо отметить, что нового и оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным ими выводам.
При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников, а также необходимостью создать личную картотеку, построенную по определенному тематическому признаку. Все библиографические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шифры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный источник.
Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований.
Еще одним методом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тренировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, статистических материалов и т. п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.
По форме фиксации информации существуют: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах (федерального значения, республиканских, краевых, областных). Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.
Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. При отборе документов в архиве следует, прежде всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписывать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фактов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.