Понятие и признаки приемной семьи
В настоящее время в категориальный аппарат педагогики вводятся широкое и узкое понятия приемной семьи. Широкое понятие соответствует лексическому значению данного словосочетания, традиционно используется как в педагогике, так и других науках и повседневном обиходе. Приемная семья в широком смысле - это семья, образованная в результате принятия на воспитание супругами или отдельными лицами, не состоящими в браке, ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. В зависимости от правовых форм воспитания детей-сирот различают виды приемных семей: приемная семья, в которой ребенок усыновлен; приемная семья, в которой ребенок взят под опеку и др. Узкое педагогическое понятие приемной семьи соответствует современному семейно-правовому значению этого термина. Согласно СК РФ приемная семья - это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая представляет собой семью, образованную на основании срочного договора между органом опеки и попечительства и гражданами (супругами или отдельным лицом), по которому последним на воспитание передается ребенок (дети) и выплачивается заработная плата. Специфика узкого понятия приемной семьи такова, что оно представляет собой не теоретическую конструкцию науки семейного права, а основанное на законе наименование реально существующего правового института, изучение которого входит в предмет педагогической науки. На узкий смысл понятия указывают словосочетания «институт приемной семьи» и «приемная семья, как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»[5].
Итак, приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.
Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие (см. рис.1.).
Признаки приемной семьи |
Приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства. |
Лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями |
Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка; |
воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам |
Рис.1 - Признаки приемной семьи
Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения. Предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Ребенок сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие выплаты, а также право собственности на жилое помещение. При отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей) именуются приемными родителями. Ребенок или дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, считаются приемными, а семья - приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. На содержание каждого приемного ребенка семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг. Приемной семье предоставляются льготы, предусмотренные для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Приемная семьи пользуется преимуществом на получение путевок для детей, в том числе и бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря. Местные органы власти, исходя из принимаемых ими решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания[6].
По мнению профессора Холостовой Е.И., приёмная семья в отличие от государственного учреждения может привить ребёнку-сироте более эффективно следующие навыки:
1. Коммуникативные:
- Умение налаживать контакты, дружить, добиваться своей цели, не обижая окружающих;
- Выслушивать, благодарить, ценить оказанные услуги и дружеское участие;
- Отличать хорошего человека от плохого. Просто вести себя так, чтобы не отталкивать от себя окружающих.
2. Элементарный культурный уровень, который будет приемлем в обществе:
- умение одеваться аккуратно, по сезону и по средствам, со вкусом;
- речь, которая бы не резала слух окружающих людей, умение вести себя в общественных местах, в местах отдыха, дома, в семье;
- умение общаться с людьми разного возраста и социального положения, соответственно ситуации (с друзьями, сверстниками, людьми, которые нравятся и не нравятся и др.).
3. Определённые психологические навыки:
- умение сдерживать свои эмоции и анализировать свои чувства;
- умение разбираться в намерениях других людей, разрешать конфликты, настаивать на своей точке зрения, правильно ссориться, мириться, уступать, сопереживать, сочувствовать и т.д.
4. Примитивный потребительский уровень:
- как и где отправить посылку, письмо, заплатить за квартиру, отстоять свои права в различных учреждениях;
- сделать покупку, выбрать товар, взять чек, проверить сдачу и т.д.
5. Элементарный медицинский уровень:
- домашняя аптечка, из чего состоит, какие препараты содержит;
- как записаться на приём к врачу;
- первая помощь при травмах.
6. Навыки совместного проживания в семье:
- взаимоотношения между членами семьи, старшими и младшими, братьями и сёстрами, детьми и родителями, мужем и женой;
- понятие родственников, родословной, места в жизни, социальной среде;
- уровень общения, решение внутрисемейных проблем, конфликтов, совместное проживание разных по характеру, темпераменту людей, понятие взаимовыручки, защиты, надёжности, доверия, ответственности.
7. Навыки самообслуживания:
- мытьё посуды, полов, стирка, уборка комнаты, уход за цветами, животными, посадка огорода, приготовление пищи, приём гостей и многое другое;
- ответственность за себя, свои поступки, слова, свои вещи, здоровье, комфорт, свои отношения с другими людьми;
- навыки ухода, воспитания, заботы о младших и пожилых членах семьи[7].
Таким образом, характерными особенностями для приёмной семьи являются - законодательная база, основания возникновения приёмной семьи, необходимо согласие ребёнка, количество детей не должно превышать восьми, характер отношений и прекращение отношений.