Школа самоопределения А.Н. Тубельского
Еще одна авторская школа - научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Во главе - А.Н. Тубельский с коллективом единомышленников. Основные принципы образовательной деятельности А.Н. Тубельский раскрывает, используя интересную метафору[39]. Вся практика, да и теория обучения, представляется ему большой рекой с двумя берегами. Один из них – правый – крутой и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, - Я.А. Коменский, вершины поменьше – А. Дистервег, И.Гербарт. На этом берегу множество дидактических принципов, частных методик, технологий обучения, тщательные выверенные формы проверки усвоения знаний. Попавший на этот берег ребенок интересует его обитателей настолько, насколько легко или трудно поддается он труду по натягиванию на него своеобразного колпака культуры, или способов наук, или способов мышления. Здесь не ставится вопрос о том, кто чему сам хочет учиться. Есть некое содержание, которое надо вложить в ребенка, которое он должен освоить. Задача развертывания, взращивания индивидуального и уникального не только не решается, но и не ставится.
Левый берег – пологий, низменный и топкий. На нем почти нет дидактических вершин, немного и педагогической практики – Я.Корчак, Л. Толстой, Р. Штейнер. Здесь больше философов и психологов – Руссо, Роджерс, Фромм, Маслоу. Находящийся на этом берегу ребенок сам движется по топям и лугам жизни, ведь содержание образования – он сам, и сам он строит собственный образ, т.е. образовывается. Учебные предметы, основы наук сами по себе не важны, они являются материалом, который используют учителя для понимания и раскрытия ребенком самого себя, своей уникальности и предзаданности. Программы здесь каждый ученик строит для себя сам, конечно, с помощью педагогов.
Далее А.Н. Тубельский приводит возможную характеристику примерной модели школы «левого берега». В этой модели можно узнать некоторые черты авторской школы самого А.Н. Тубельского, т.е. школы самоопределения.
В этой школе социализация ребенка, его формирование как гражданина открытого, демократического общества не только не подавляют уникальности личности, но служат пониманию ребенком своей индивидуальности, позволяют самому ее развивать и совершенствовать.
Подготовка детей к школе в семье или дошкольном отделении школы состоит в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве, в выработке умения ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми. Главное внимание – развитию органов чувств посредством деятельности ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателем «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры, в театр, цирк, музей и т.д. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдению за их ростом, приготовлению пищи, занятиям ручным трудом, физкультурой, музыкой и т.д. При этом отсутствует программирование деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшние потребности в той или иной деятельности, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность. При этом важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы.
Содержание учебных занятий и отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. Балльной системы оценивания не существует. В конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность.
В основной школе главной задачей является обеспечение «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов, выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, подготовленной в течение года. Такая защита проходит открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей и является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.
Один день в неделю посвящается социальной практике: ребята индивидуально или по группам с помощью родителей и выпускников школы ищут объекты своей деятельности как в школе (работа в мастерских, библиотеке, помощь учителям начальных классов и т.д.), так и в окружающей среде (стажировка на предприятиях, в больницах, помощь пенсионерам и инвалидам, работа по благоустройству города и т.д.). Таким образом, подросток может попробовать себя в разных видах деятельности и, главное, получить опыт общения и взаимодействия со взрослыми людьми.
В школе практикуются погружения в учебные предметы, когда несколько дней подряд по несколько часов ученики занимаются одним и тем же предметом. При этом на занятиях не ставится задача усвоить определенный фрагмент учебного материала, цели погружения могут изменяться в ходе занятий. Например, в 7 классе перед погружением в геометрию ( 7 класс) ставилась цель: выделить систему основных аксиом геометрии, научиться доказывать теоремы и решать задачи на доказательство. Но уже на первых уроках геометрии учитель вместе с ребятами вышел на другую цель: освоение способов логического мышления на материале науки геометрии. Ребята столкнулись с вопросами: что есть логика, что значит научиться мыслить логически, что такое геометрия и зачем она нужна. Таким образом, ребята пришли к необходимости формирования собственного понятия геометрии, этапов ее развития, понимания места этой науки в своей жизни. Очень интересный материал о погружениях в различные предметы приводится в книге: Школа самоопределения. Шаг второй. /Ред. и сост. А.Н. Тубельский. – М.: 1994.
В старших классах за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум.
Большое внимание в школе уделяется организации уклада школьной жизни. Вот его основные черты:
- учителя, ученики и родители разрабатывают и принимают, постоянно изменяя и дополняя, нормы и правила школьной жизни; действуют избранные демократическим путем органы школьного коллектива;
- в школе ученику обеспечивается возможность выбора не только учебного предмета, курса или факультатива, но и темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;
- субъектом создания норм и правил коллективной жизни является сам ученик вместе со взрослыми и товарищами;
- обеспечивается открытость принимаемых решений и возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины, при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления, соуправления.
Таким образом, в данной школе каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заниматься любимым делом и столько, сколько ему нужно, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.