Симптоматика моторной алалии
Речевая симптоматика.Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием.
Затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках и их переключениях приводят к несформированности как самих звуков, так и слоговой структуры слова (Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт). Наблюдаются многочисленные ошибки.
При моторной алалии имеется два типа нарушения звука:
· отсутствие звука
· замена звуков.
Степени звукопроизношения могут быть разные:
· тяжелая степень. Отсутствие согласных раннего онтогенеза (смычные, смычно-проходные). Отсутствие звуков поздного онтогенеза (шипящие, свистящие, соноры, аффрикаты).
· Замены звуков – литеральная парафазия. Вербальные замены:
- отсутствующий звук заменяет разными звуками (собака – фобака, топака). Вариативные замены. Под влиянием соседних артикуляций.
- в речи звук более простой по артикуляции заменяется звуком сложным по артикуляции (собак – шобака, щобака).
По мере становления речи количество вариативных замен увеличивается. Постановка звука не вызывает трудностей, но автоматизировать в речь чрезвычайно сложно. Звуковая структура слова нарушена первично.
Эмпрессивный аграмматизм- нарушение и восприятие речи. Простые предложения (возьми ложку) не надо расшифровывать, понимание обеспечивается значением слов, но если усложнить речевое сообщение: Возьми ложку не большую, а маленькую. (Обратная инверсия), то их расшифровка вызывает затруднения.
Маркова А.К. выделила 6 типов нарушения слоговой структуры:
1. Элизии – усечение слогового контура слова (велосипед – сипед) в 2 вариантах:
· когда ребенок усекает целый слог или несколько слогов.
· Только при моторной алалии. Ребенок припускает только слогообразующую гласную. (поросенок – просенок).
Такой вид элизии мы видим на письме.
2. персеверация– инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове.
Важно увидеть в каком месте слова это происходит. Самая опасная персеверация – на первом слоге, т.к. первый слог запускает всю слоговую программу, вытаскивает автоматически все другие; поломка первого слога может перерасти в заикание. (заикание – судорожный компонент).
3. антиципация – уподобление одного слога другому. (бегемот – бибимот).
4. итерация – добавление лишней слогообразующей гласной, там где имеется стечение согласных. (трава – тырава).
5. перестановка слогов в слове (печенье – чепенье).
6. контаминация – соединение частей двух слов. (трактор пашет – трашет).
.Собственная речь детей в этих случаях всегда оказывается хуже их понимания.
Нарушение ритмической организации слова проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между слогами и словами, с равно- и разноударностью. Речь носит характер скандированности(между одинаковыми по величине речевыми отрезками есть равной длительности паузы) или фрагментарности (разные речевые отрезки разрываются разновеликими интервалами). Несформированность ритмической структуры и слова, и фразы сопровождаются нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.
При отраженном проговаривании употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова: «пидора», «мидора» — помидор;
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Бедность лексико-семантических средств приводит к разнообразным заменам по сходству, смежности, по контрасту (стирает — моет, топор — молоток, чашка — стакан и т.д.)- Чаще выявляются замены по внешним признакам предмета, реже — основанные на функции (внутренних признаках).
Дети не используют предлоги, союзы, в их речи нет четкости родовых и числовых окончаний и т. д. Неправильно используются смыслоразличительные приставки (Кошка спать диван.). Преобладают корневые слова, лишенные флексий, отмечается морфологическая неоформленность высказывания.
Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов. Чаще этот вид аграмматизма отмечается при более тяжелой речевой несформированности. Ребенок отвечает одним-двумя словами в сочетании с жестом. Несформированность речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала) выражается в том, что ребенок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль. В первую очередь страдает глагол. Необходимо начинать с формирования предикативной формы.
Морфемный аграмматизм – нарушение сочетаемости слов в предложении по законам грамматики.
Проявляется в том, что все слова в предл-нии ребенок оформляет начальными формами слов (Миша кушать кашу).
Проявляется в том, что в речи начинает работать закон сверхгенерализации. (Ешь ложкой и ножой).
Проявляется в том, что происходит смешение (Вся земля покрыта снегой).
Шаховская. Морфемный аграмматизм заключается в редукции окончания слов. Редукции подвергается окончание прилагательных. (Чашка желт. Шарф красн.)
Ребенок долго не может дифференцировать правильность предложения (Правильно или не правильно) (Мальчик залез на забор. Мальчик облез на забор.)
Выявляются трудности построения фразы, значительные трудности - при объединении предложений в связные высказывания, обнаруживается несформированность умения строить контекст, который требует сложной аналитико-синтетической деятельности. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-следственная связь.
На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения в связной форме, это обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности), не формируется весь подготовительный этап, необходимый для реализации монологической речи. Взамен отсутствующей речи используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима, интонация. Дети прибегают к перефразировкам, не оканчивают фраз, затрудняются при выражении главной мысли, затрудняются в операциях перевода мысли в развернутое высказывание. При передаче содержания последовательных картинок дети нарушают логическое продолжение рассказа: одни не могут их правильно разложить, другие затрудняются при оречевлении даже правильно расположенных.
Возможной причиной нарушения последовательности рассказа является эмоциональныйфактор: на первое место в ситуации выдвигается наиболее яркий элемент, связанный с прошлым опытом ребенка. А. Р. Лурия характеризует это явление не как собственно речевой первичный дефект, а как нарушение общей активности деятельности программирования.
По мере развития речевых возможностей, овладения причинно-следственными отношениями монологическое высказывание становится более развернутым и правильным, растет и усложняется словарь, улучшается звукослоговая структура слов и предложений, появляются все более сложные предложения с использованием разных видов связей.
Недостаточная прочность навыка связной речи маскируется у ребенка предельным лаконизмом, скудностью речевых проявлений или, наоборот, многоречьем, тавтологией, перефразировкой.
Неречевая симптоматика моторной алалии. У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций, наблюдается неврологическая симптоматика.
Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии.
У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.),
особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой.
Внимание: недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.
Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Мышление: отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности у них обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.
Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М. В. Богданов-Березовский (1909), Р. А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено.
Н. Н. Трауготт (1940, 1965), Р. Е. Левина (1951), М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. А. Никашина и другие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи.
Дифференциальная диагностика детей с алалией и умственно отсталых очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте. Практические наблюдения выявляют у детей с алалией больший запас сведений, представлений, понимание жестов, мимики, внеречевой ситуации, инструкций, навык ориентировки в окружающем; дети учитывают изменения в ситуации, критичнык своей речи, переживают ее неполноценность, лучше, чем умственно отсталые, используют помощь в работе.
У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
Р. Е. Левина выделяет 3 уровня речевого недоразвития (отсутствие общеупотребительной речи, начатки общеупотребительной речи и развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе).
Высокая интенсивность разнообразных ошибок при спонтанном развитии речи является одним из существенных признаков алалии.
Своеобразие нарушения проявляется уже в период лепета: он отсутствует или характеризуется крайним однообразием, бедностью лепетных проявлений. Первые слова и фразы появляются со значительной задержкой, и на всех этапах развития речи при алалии выявляется нарушение всех ее сторон.
В процессе развития речи детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика: они переходят по состоянию речи с одного уровня на другой, более высокий.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.
У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов.
Проверка слуха у детей с сенсорной алалией очень трудна, при исследовании на специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая неустойчивость: сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются
Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.
Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, Ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается от сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия, у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.
Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после ночного сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастающего утомления понимание речи ухудшается. В других случаях дети лучше воспринимают речь вечером, так как, видимо, утром еще продолжает действовать тормозной фон после ночного сна, а к вечеру, по мере тренировки, восприятие несколько улучшается, клетки мозга как бы включаются в рабочий ритм.
Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией.
Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использование слуховых аппаратов улучшает восприятие слабослышащих и не приводит к улучшению восприятия при сенсорной алалии.
Возможность восприятия при сенсорной алалии находится в зависимости от темпа поступления звуковых раздражителей, наличия интервала между ними, качества звуков, предъявляемых для восприятия. Чистые тоны воспринимаются обычно хуже.
В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т. д. дают на них болезненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.
Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким. Дети с нарушенным слухом в тяжелой степени самостоятельно обычно почерпнуть слова и фразы из окружающего не могут.
В отличии от сенсорных алаликов у детей с нарушением слуха в результате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая.
Так, у слабослышащих голос лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с сенсорной алалией голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.
Слабослышащие дети более контактны, чем дети с сенсорной алалией.