В процессе прохождения производственной практики студент должен
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По производственной практике
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Белово
Одобрены методической (цикловой) комиссией дошкольных дисциплин Протокол № 1 от «08» января 2014г. Председатель МЦК ___________/ ____________ (роспись/расшифровка росписи) | Составлены в соответствии с ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование» «01» сентября 2014г. Зам.директора по ПО: ____________ / Г.М. Адамова (роспись / расшифровка росписи) |
Рекомендованы к изданию Методическим советом ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», Протокол №2 от «09» января 2014г.
Методические рекомендации по производственной практике для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование» / Составители: М.С. Баева И.А. Карелина, А.Н. Тараканова, И.Л. Мещерова - Белово: «Беловский педагогический колледж», 2014.- 49 с.
Рецензент:М.С.Можаров, первый заместитель директора НФИ КемГУ, руководитель Центра педагогического образования, к.п.н., профессор.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………..4
Примерные задания по производственной практике «Организация и проведение физкультурных занятий»……………………………………………………………………….…10
Примерные задания по производственной практике «Организация различных видов деятельности и общения детей»…………………………………………………………………..15
Примерные задания по производственной практике «Введение в специальность»…………………………………………………………………………………….17
Примерные задания по производственной практике «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»……………………………… 22
Примерные задания по производственной практике «Организация взаимодействия с семьей и сотрудниками ДОУ»……………………………………………………………………………….25
Примерные задания по производственной практике «Методическая работа воспитателя»… 28
Методические рекомендации по роганизации самостоятельной работы…................................29
Список информационных источников. .... 37
Приложение 1 Титульный лист отчета. 39
Приложение 2 Титульный лист дневника практики. 40
Приложение 3 Форма характеристики. 41
Приложение 4 Форма аттестационного листа 42
Приложение 5 Схема ежедневного отчета в дневнике………………………………….……. 43
Приложение 6 Схема отчета. 44
Пояснительная записка
Целями производственной практики являются формирование у студентов профессионально-педагогических умений и профессионально-значимых качеств личности воспитателя, подготовка к целостному выполнению функций воспитателя, закрепление теоретических знаний, умений, профессиональных компетенций в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Задачи производственной практики:
ü Формирование у студентов знаний, умений, навыков работы с детьми в условиях современного ДОУ;
ü Формирование умений и навыков наблюдения за воспитательно-образовательным процессом и анализ его результатов;
ü Обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении профессиональных модулей;
ü Развитие потребности студентов в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
ü Овладение методами и приемами исследований в процессе осуществления учебно-исследовательской работы в ходе профессиональной практики.
МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Данная практика будет являться необходимым условием овладения студентами профессиональными модулями и междисциплинарными курсами, такими как:
- ПМ1 Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие:
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья.
МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
МДК.01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.
- ПМ2 Организация различных видов деятельности и общения детей.
МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
МДК.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.
МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
- ПМ3 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
МДК.03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей.
МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников.
МДК.03.04. Теория и методика математического развития.
- ПМ4 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательных учреждений.
МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
- ПМ 5 Методическое обеспечение образовательного процесса.
МДК.05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
В процессе прохождения производственной практики студент должен
Знать:
- Теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
- Особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
- Методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- Теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- Основы организации обучения дошкольников;
- Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- Структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- Основы планирования работы с родителями;
- Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
- Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании.
Уметь:
- Определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- Планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- Организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения,
- Определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
- Играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
- Использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
- Организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
- Определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
- Использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- Организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
Иметь практический опыт:
- навыков профессиональной деятельности;
- навыков постановки цели и формулирования задач педагогической деятельности, прогнозировать развитие и воспитание личности ребенка;
- навыков профессиональной самооценки деятельности;
- планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
- организации и проведения режимных моментов гигиенических навыков и укрепление здоровья;
- организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
- организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
- планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
- организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
- организации и проведения развлечений;
- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
-участия в создании предметно-развивающей среды;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
- оформления портфолио педагогических достижений;
-презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности.
В результате прохождения данной производственной практики студент должен овладеть
общими компетенциями,включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
профессиональными компетенциями,включающими в себя способность:
ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к
организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Теоретические знания, полученные студентом в рамках изучения профессионального модуля, необходимо закрепить в рамках производственной практики по профилю специальности. В связи с этим учебным планом запланировано определенное количество часов на каждый модуль.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Прохождение производственной практики предполагает разнообразные формы их проведения:
· наблюдение и анализ занятий, режимных моментов;
• круглые столы со специалистами образовательных учреждений;
• дискуссии, диспуты по обсуждению актуальных проблем профессиональной деятельности;
• наблюдение за деятельностью педагогов ДОУ;
• составление и обсуждение презентаций, проектов;
• изучение позитивного международного, федерального, регионального, локального опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений;
• беседы по материалам интернет-сайтов;
• работа в библиотеке (изучение материалов периодической печати, учебных пособий, справочной литературы);
• тематическое консультирование;
• конференция по итогам практики.