Сущность основных понятий
1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.
2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.
3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.
4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.
5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.
8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.
10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.
11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др.
12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.
13. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения и других присущих только ему особенностей, отличающих его от других людей.
14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.
15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.
16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.
18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.
19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.
21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.
22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.
23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире.
24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.
25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.
26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.
27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.
29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации.
31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).
Модуль 3
Воспитание
1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания
a) движущими силами;
b) условиями;
c) ценностями;
d) закономерностями.
2. Воспитание – это…
a) воздействие на личность общества в целом;
b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;
c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;
d) развитие представленной человека о мире;
e) процесс и результат воспитательной работы.
3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…
a) обновление и перестройка;
b) становление;
c) подготовка;
d) коррекция;
e) стабильное развитие и его завершение.
4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….
a) индивидуальная;
b) бригадная;
c) парная;
d) коллективная;
e) групповая.
5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах…
a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой;
b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера;
c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана;
d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …
a) достижение воспитательных целей;
b) внешнее выражение процесса воспитания;
c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;
d) способ воспитания;
e) «инструментарий» воспитания.
7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания.
a) принципы;
b) нормы;
c) идеи;
d) направления.
8. Направлениями социального воспитания являются…
a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников);
b) формирование социального сознания и поведения ребёнка;
c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах;
d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества.
9. Коллектив имеет…
a) структуру межличностных предпочтений;
b) коммуникативную и функциональную структуру;
c) управленческую структуру;
d) композиционную структуру;
e) организационную структуру.
10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют…
a) разнообразие событий, ситуаций;
b) соревновательность;
c) созидательную активность;
d) оптимизм, радостную перспективу;
e) защищенность, отсутствие агрессии.
11. Наиболее распространены классификации групп по …
a) непосредственности взаимосвязей;
b) степени группового влияния;
c) размеру;
d) общественному статусу;
e) уровню обученности.
12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …
a) появлением человеческого общества;
b) наличием рассудка;
c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве;
d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;
e) объективным характером приспособления детей к жизни.
13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
a) умственным;
b) социальным;
c) духовным;
d) нравственным.
14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…
a) интерактивную;
b) стимулирующую;
c) развивающую;
d) регулирующую;
e) интегративную.
15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики …
a) экзистенциализма;
b) прагматизма;
c) неотомизма;
d) неопозитивизма.
16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением.
a) девиантным;
b) делинквентным;
c) аддиктивным;
d) криминальным.
17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога.
a) коммуникативной;
b) исследовательской;
c) рефлексивной;
d) организационной.
18. Приспособление человека к условиям социальной среды называется ...
a) социальной адаптацией;
b) депривацией;
c) социализацией;
d) самоактуализацией.
19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от …
a) требований общества;
b) возраста воспитанников;
c) уровня развития коллектива;
d) методов обучения.
20. Детский коллектив характеризуется …
a) развивающимися и функциональными связями между детьми;
b) обязательным наличием самоуправления;
c) постоянными и стабильными связями между детьми;
d) независимость детей от взрослых.
21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется...
a) сборищем;
b) коллективом;
c) организацией;
d) бригадой.
22. К признакам коллектива относят …
a) воспитанность членов коллектива;
b) общие цели и ценности;
c) общие интересы;
d) общие познавательные мотивы;
e) совместную деятельность и общение.
23. К агентам вторичной социализации можно отнести …
a) гувернеров;
b) родителей;
c) тренеров;
d) администрацию школ.
24. К методам самовоспитания относится…
a) самокритика;
b) авансирование доверием;
c) создание воспитывающей ситуации;
d) наказание.
25. К сложным ситуациям относится ситуация …
a) беседы с учениками о нравственных ценностях ;
b) противоречий между педагогом и лидером класса;
c) выступления педагога на родительском собрании;
d) разработка плана воспитательной работы на год.
26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя
a) организационно-координирующих;
b) коммуникативных;
c) конструктивных;
d) аналитико-прогностических.
27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется…
a) эмпатией;
b) интроекцией;
c) идентификацией;
d) толерантностью.
28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…
a) независимой;
b) конфликтной;
c) авторитарной;
d) конкурентной.
29. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, враждебность к кому-либо чужому, непривычному, называется ...
a) мизантропией;
b) филантропией;
c) клаустрофобией;
d) ксенофобией.
30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …
a) приучение;
b) управление;
c) пример;
d) убеждение.
31. Направлением работы классного руководителя является …
a) составление расписания занятий;
b) упорядочение учебной нагрузки учащихся;
c) развитие ученического самоуправления;
d) организация предметных недель.
32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется…
a) индивидуализацией;
b) образованием;
c) воспитанием;
d) социализацией.
33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется…
a) авторитарным;
b) либеральным;
c) демократическим;
d) параллельным.
34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип …
a) эмпатии;
b) рефлексии;
c) гуманизации;
d) терпимости.
35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания.
a) натуралистического;
b) социологизаторского ;
c) бихевиористского;
d) биологизаторского.
36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется …
a) направленностью;
b) идеалами;
c) ценностными ориентациями;
d) убеждениями.
37. Совокупность норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих общество или социальную группу, составляет ...
a) мировосприятие;
b) субкультуру;
c) мировоззрение;
d) общечеловеческие ценности.
38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания
a) формами;
b) средствами;
c) методами;
d) приемами.
39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется
a) принуждением;
b) компромиссом;
c) сглаживанием.
40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется….
a) социализацией;
b) педагогической деятельностью;
c) педагогическим процессом;
d) педагогической поддержкой.
41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является …
a) противоречивость воспитания;
b) способ воспитания;
c) наличие материальных средств воспитательного воздействия;
d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.
42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе.
a) экономической;
b) экологической;
c) трудовой;
d) нравственной.
43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание
a) интернациональным;
b) поликультурным;
c) гражданским;
d) патриотическим.
44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым …
a) развитием;
b) воспитанием;
c) коррекцией;
d) обучением.
45. Функция семьи, предполагающая ответственность за поведение ее членов в обществе, называется ...
a) социальным контролем;
b) воспитательной;
c) коррекцией отношений;
d) социально-статусной.
46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием.
a) гражданским;
b) патриотическим;
c) правовым;
d) демократическим.
47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется …
a) неполной;
b) патриархальной;
c) нуклеарной;
d) малодетной.
48. Основная цель классного руководителя –…
a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося;
c) проведение классных часов;
d) организация работы с родителями обучающихся.
49. Классный руководитель выполняет такие функции, как...
a) координирующую;
b) дидактическую;
c) психологическую;
d) воспитательную;
e) организаторскую.
50. К коллективным формам воспитательной работы относят …
a) конкурс эрудитов;
b) составление программ самовоспитания;
c) литературно-музыкальные вечера;
d) классные часы;
e) праздники искусств.
51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит
a) выживание и развитие;
b) труд на равнее со взрослыми;
c) защита;
d) обеспечение активного участия в жизни общества
52. Классный руководитель имеет право ….
a) контролировать учебные успехи каждого ученика;
b) определять программы индивидуальной работы с детьми;
c) использовать оценку для наказания ребенка;
d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;
e) использовать семью для наказания ребенка.
53. Социализация - это ...
a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;
b) оказание обществом помощи нуждающимся людям;
c) активное участие в жизни общества;
d) борьба против общественного неравенства.
54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного советского коллективного воспитания
a) демократия и гласность;
b) подчинение личности коллективу;
c) подчинение коллектива личности;
d) партнерство.
55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику?
a) демократический;
b) либеральный;
c) авторитарный;
d) попустительский.
56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?
a) воспитание;
b) мотивация;
c) развитие;
d) переживание.
57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова?
a) военно-патриотическое воспитание;
b) коллективные творческие дела;
c) помощь отстающим;
d) спорт.
58. Что способствует объективному изучению коллектива класса?
a) наказание и поощрение;
b) убеждение и принуждение;
c) педагогическая диагностика;
d) психологическая коррекция.
59. Каким процессом является воспитание?
a) стихийным;
b) целенаправленным;
c) внешним;
d) государственным.
60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
a) воспитание;
b) обучение;
c) формирование;
d) социализация;
e) общение.
61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся...
a) педагогическое требование;
b) наказание;
c) соревнование;
d) поощрение;
e) создание воспитывающих ситуаций.
62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это …
a) поручение;
b) педагогическое требование;
c) создание воспитывающих ситуаций;
d) наказание.
Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.