Схема анализа семинарского занятия

(разработана на основе источника: «Основы педагогики и психологии

высшей школы» /под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 127-128)

Общие вопросы

1.Фамилия, имя, отчество преподавателя ________________

2.Учебное звание, степень, разряд, категория ________________

3.Цель посещения ________________

4.Дата посещения

________________

5.Специальность, учебный предмет ________________

6.Группа студентов _

7.Тип семинара ____

8.Тема учебного занятия

Критерии оценки Показатели Наличие или отсутствие показателя («+», «–»)
Целенаправленность Обращение внимания студентов на задачи семинара Постановка проблемы Стремление связать теоретический материал с его практическим использованием в профессиональной деятельности Показ связи рассматриваемой проблемы, вопросов с предыдущим и последующим учебным материалом  
Организационно-содержательные аспекты семинара Выделение главных вопросов темы Логика и последовательность в рассмотрении вопросов Умение делать логические связки между вопросами Умение вызвать и поддержать дискуссию Заполненость учебного времени обсуждением проблем, вопросов Конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов Подведение студентов к формулировки обобщений, выводов  
Уровень владение содержанием учебного материала Высокий Средний Низкий  
Стиль проведения семинара Оживленный, с постановкой острых вопросов Ровный, спокойный, конструктивный Побуждение к дискуссии, к продуцированию новых мыслей, идей Вялый, не возбуждающий мыслей, интереса к обсуждению  
Отношение преподавателя к студентам Уважительное, в меру требовательное Неуважительное Недифференцированное Равнодушное  
Отношение студентов к преподавателю Уважительное Неуважительное Критическое Неуважительное Недифференцированное  
  Управление группой, общением Быстро устанавливает контакт со студентами Постоянно поддерживает контакт со студентами Уверенно и свободно держиться в группе Разумно и справедливо взаимодействует со студентами Делает много замечаний Тон доброжелательный, спокойный Допускает повышенный тон Опирается в работе на нескольких активных студентов Постоянно активизирует и охватывает вниманием всех студентов  
Заключения преподавателя   Квалифицированные, убедительные Поверхностные, не содержащие теоретических обобщений Сформулированные самостоятельно Сформулированные совместно со студентами  
Ведение студентами записей на семинаре Постоянно Редко Не ведут  
Подведение итогов Оценка деятельности студентов, хода семинара, результатов (индивидуальных, подгрупповых) Побуждение студентов к взаимооценке Побуждение студентов к самооценке Соотнесение поставленных задач с полученными результатами Побуждение к дальнейшему самостоятельному изучению проблем, вопросов темы, ориентация в литературе  

Приложение 5.

Обобщенный алгоритм анализа учебного занятия

1. Анализ необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами.

2. Определить тип и вид учебного занятия.

3. Определить соответствие содержания учебного занятия его виду, типу и цели.

4. Выделить структуру и этапы учебного занятия.

5. В каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат.

6. Проанализировать содержательную сторону учебного занятия:

– соотношение теоретического и практического материала;

– определение используемых преподавателем методов и приемов активизации познавательной деятельности студентов;

– выявление способов организации преподавателем обратной связи.

7. Определить способы информирования студентов о содержании домашнего задания (объем заданий, особенности методики задавания на дом, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей).

8. Завершается анализ занятия выводом по учебному занятию:

– характеризуется конечный результат;

– вскрываются причины достоинств и недостатков в учебном занятии;

– формулируются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Приложение 6.

Схема анализа воспитательного дела (мероприятия)

1. Отвечало ли содержание дела (мероприятия) общей идее, поставленным целям и задачам? В чем это проявлялось?

2. Насколько оно было значимым, актуальным, интересным для отдельных студентов?

3. Каков уровень реализации каждого из шагов программы действий? Чем это обусловлено?

4. Какие части наиболее удались (не удались)? Чем это обусловлено?

5. Как может быть оценена деятельность тех, кто разрабатывал проект, организовывал и проводил воспитательное дело (мероприятие)?

6. Как может быть в целом оценено воспитательное дело?

7. Каковы предложения по совершенствованию данного мероприятия (совместной деятельности)?

Приложение 7.

Наши рекомендации