Типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом
Создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения;
- образования и социальной защиты:
- поликлиники,
- неврологические отделения,
- психоневрологические больницы,
- специализированные санатории,
- ясли-сады,
- школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- дома ребенка,
- интернаты (Министерства социальной защиты)
- различные реабилитационные центры.
В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.
Эссе социальная адаптация детей с ОДА по фильму Джеймса Ф. Коллиера «Джони»
Фильм «Джони. История жизни», снятый знаменитым режиссером Джеймсом Коллиером и основанный на реальных событиях, заставит задуматься каждого из тех, кто ознакомиться с ним. Сентиментальный, чувственный, полный стремления к настоящей Жизни фильм повествует о нелегкой судьбе молодой девушки Джони Эрексон. В семнадцать лет с ней случилось несчастье – во время купания в заливе она получает тяжелую травму позвоночника. У Джони происходит перелом шейных позвонков, и из-за этого она теряет способность ходить и, спустя долгие упорные и изнурительные тренировки, начинает передвигаться на инвалидном кресле. Она была такой, как все, - "обыкновенным инвалидом". Ей уготована судьба человека, которому медицина помочь не в состоянии, - всю жизнь быть прикованной к постели. Такие люди не редко кончают жизнь самоубийством.
Но девушка не отчаялась. Находя в себе силы, она училась терпеть и преодолевать все невзгоды, свалившиеся на нее в одночасье. Джонни решила – во что бы то ни стало, ценою невероятных трудов, она должна приближать себя к нормальной как физической, так и духовной жизни.
Джони заново учится сидеть, двигать мышцами бицепса (одни из немногих функционированных мышц), есть. Девушка так же решает развивать свои таланты, так близкие ей до трагедии: она с трудом учится писать и рисовать ртом.
Казалось бы, юная девушка возвращается к жизни… Но только ей ведомо, какие душевные страдания она перенесла.
Джони ищет себя. В творчестве. В других людях. В Боге. И находит, несмотря на всю тяжесть произошедшего.
Безусловно, немалозначительна роль окружавшего ее общества. Любящая семья всеми силами помогали ей, оказывали поддержку. Любящий парень не бросил девушку в тяжкий для нее период. Любящая подруга и вовсе устроилась работать в больницу рядом с ней за совсем не большую плату, только чтобы помочь Джони справиться… Все они оказали неоценимое влияние на восстановление личности девушки.
В последующем ее великолепные картины выставляли на выставки, ее публиковали в средствах массовой информации. У нее формировалась особенная аудитория, нуждавшаяся в мотивации из ее уст. Джони стала выступать перед публикой с обращениями, напутствиями на стремление к Жизни. Ее мотивации не оставляли равнодушными ни одного из ее слушателей. Она стала знаменитой. Не пала духом даже тогда, когда иного не видится. Она – добилась настоящей Жизни, как и хотела, не смотря ни на что… Все в нашей голове. Мы сами ваятели своих судеб. Кто-то позволяет депрессивному состоянию подавить себя, а кто-то, как Джони, – находит силы жить.
Таблица «Особенности психического развития и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Вариант дизонтогенеза | Характеристика параметров | |||
Особенности развития познавательной сферы | Особенности развития личности | Особенности развития эмоционально-волевой сферы | Особенности деятельности | |
Нарушение ОДА | 1.Неравномерныйдисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. 2.Выраженность астенических проявлений. 3.Сниженный запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами). 4.Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства). 5.Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое) 6.Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое). 7. Нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Ребёнок застревает на отдельных элементах. Отмечаются трудности формирования произвольного внимания. 8. Нарушения в формировании образной памяти (включающей в себя зрительную, слуховую, осязательную память). 9.Отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. | Развитие личности в большинстве случаев проходит также своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью замкнутостью. | По эмоционально-волевым проявлениям детей условно можно разделить на 2 группы. В одном случае дети с пониженной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности и упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. 2 группа детей отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Они с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. Отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижение, падением, сном и общением. | В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ОДА развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных. Предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Игровая деятельность дошкольников на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий |