Метод стимулирования (педагогическое требование)
Педагогическое требование как метод воспитания может:
• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
• выступать как конкретная задача;
• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний о начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на косвенные и прямые:
• Косвенные, осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка [5]. Косвенные формы воздействия на ученика, по мнению Е.П.Ильина могут использоваться учителем в том случае, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению с учащимися официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа учитель использует форму обращения к нему, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя от ученика. Это сразу меняет его отношение к воздействию учителя: ученику хочется показать, что и он может чем-то помочь учителю, что и он значим в возникшей ситуации [1].
• Прямые формы - это приказ, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер. Е.П.Ильин выделяет условия, которые необходимо соблюдать при предъявлении требования в прямой форме. Обладая рано и остро развитым чувством собственного достоинства, развитой способностью мыслить и анализировать явления жизни, ученик хочет, чтобы требования педагога были четко аргументированы. Эта аргументация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, осознанному, а не слепому выполнению требований. Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя и придает ему характер групповых норм, признанных всеми членами класса (группы). Требования, не подкрепляемые аргументацией, порождают казусы [1].
Метод стимулирования (поощрение и порицание).
Педагогическое требованиенапрямую связанос поощрением и порицанием.Сущность действия этих методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
Поощрение- это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.
Порицание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.
Словесные методы
Некоторые авторы словесные методы объединяют одним понятием методы убеждения, беседу, рассказ, диспут считают формой проявления этого метода. Словесные методы воспитания аналогичны методам обучения, но при использовании их в воспитательных ситуациях необходимо знать психологический механизм их воздействия на личность учащихся.
Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности.
Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы по истории спорта, о жизни известных спортсменов. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Психологическим механизмом воздействия является механизм идентификации или уподобление себя героям рассказа и подражание их поведению
Беседа- это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон спортивной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, могут выступить действия спортсмена или отдельное качество его характера. Распознавание и правильная оценка качеств личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения спортсмена и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты.
Психологический механизм воздействия проявляется в том, что в процессе беседы удовлетворяется потребность учащихся в признании. Это проявляется в возможности учащегося, юного спортсмена высказать свою точку зрения.
Диспут .Диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям юношеского возраста, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
Психологический механизм воздействия проявляется в том, чтов диспуте, как и в процессе беседы, удовлетворяется потребность учащихся в признании,а также в самоутверждении.