Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

ЛЕКЦИИ

ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема 1.1. Теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов:

-Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего образования. Сущность, цели и функции методической деятельности учителя начальных классов;

- Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры. Направления и содержание методической деятельности учителя начальных классов;

- Источники содержания методической работы учителя начальных классов;

- Коллективная и индивидуальная методическая работа учителя начальных классов;

- Уровни и формы осуществления методической деятельности;

- Формы и способы подачи результатов методической деятельности;

- Методическое объединение учителей начальных классов.

Цели, задачи и содержание деятельности методического объединения учителей начальных классов.

- Направления и формы работы методического объединения.

Организация работы школьного методического объединения. Документооборот методического объединения. Контроль за деятельностью методического объединения

. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Основные виды методической деятельности:

- самообразование,

- методическое исследование,

- описание и обобщение передового опыта,

-создание методической продукции,

- обучение педагогических кадров, методическое руководство,

- методическая помощь,

- методическая коррекция.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Методическая служба

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.

Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.

Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.

В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.

Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.

К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.

Задание:подумайте, в чем причина такой ситуации?

Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:

• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;

• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;

• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;

• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб, которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.

Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:

· районный (окружной, городской) методический кабинет;

· методический отдел в структуре органов управления образованием;

· информационно-методический городской, районный центр (кабинет);

· научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);

· учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений.

В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:

• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;

• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;

• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности.

Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.

В настоящее время задачей информационно-методического кабинета становится аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений.

Научно-методический центр (кабинет) создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Ее особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте.

Учебно-методический отдел (кабинет) создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция — дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам. В последние годы организуются курсы подготовки экспертов аттестационных комиссий, и оказывается методическая помощь педагогам, защищающимся на первую и высшую категории.

Рассмотренные нами модели методических служб могут быть реализованы в районных, городских, региональных масштабах. Все они имеют право на существование в зависимости от конкретных условий и потребностей региона и, естественно, не заканчивают собой ряд существующих моделей.

В дополнительном образовании создана взаимосвязанная многоуровневая система методических служб:

1. Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ

2. Областные центры развития системы дополнительного образования детей

3. Городские, районные, окружные методические службы

4. Методические службы учреждений дополнительного образования детей.

Для общей координации работы и выполнения научно-методических функций на федеральном уровне создан Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находится на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех рангов.

Ведущая педагогическая идея- все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельности. В соответствии с этим моя методическая система направлена на развитие одаренности младших школьников на основе организации учебной и внеучебной деятельности. Выделяют различную одаренность: -интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность; -творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления; -академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам; -художественно-эстетическую; -социальную или лидерскую; -психомоторную, т.е. спортивную.В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: · Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся; · Планирование и организация работы; · Анализ работы, коррекция проводимой работы. Формы выявления одаренности используются следующие: -наблюдение; -общение с родителями; -работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; -олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

Система работы основана на следующих принципах: 1)Принцип личностно - ориентированного подхода, предполагающий учет индивидуальных особенностей каждого ученика; 2)Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; 3)Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4)Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренности младших школьников на уроках и во внеурочное время. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - Предоставление возможностей совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

В своей работе использую следующие педагогические технологии: v Здоровьесберегающие технологии ( смена видов деятельности, проведение физкультминуток, дней здоровья способствуют здоровьесбережению) v Игровые технологии (приобретение знаний через высокую мотивацию выполнения условий игры) v Технология деятельностного метода (А.А.Леонтьев) на уроках математики дает возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся v Технология личностно ориентированного обучения (И.С.Якименская) предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика v Информационно – коммуникационные технологии позволяют сделать урок разнообразным и интересным Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения. Формы организации обучения учащихся. Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в разных видах деятельности. Процесс обучения организуется в различных формах как в традиционных, так и в инновационных: урок-презентация, урок-игра, урок-путешествие, творческая мастерская, конкурсы, олимпиада, интеллектуальный марафон, сетевые проекты. В учебной деятельности используются различные современные средства информации: медиатека, Интернет, электронные энциклопедии.

Особенности содержания. В соответствии с учебным планом школы учебные предметы в начальной школе изучаются на базовом уровне. Набрав 1 класс в 2006 году, обучение осуществляла по комплекту учебников «Планета знаний». Данный комплект обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. В каждом учебнике УМК «Планета знаний» предполагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Мною используется учебник математики Л. Г. Петерсон. Учебник ориентирован на развитие мышления и творческих способностей учащихся, его интереса к математике. Формируется очень важное умение – «умение учиться». Это позволят быть успешным не только по математике, но и по другим учебным предметам. Организация учебного процесса по русскому языку осуществляется с использованием дидактических пособий Г.А.Бакулиной «Учусь с интересом». Все упражнения в данном пособии направлены на взаимосвязное интеллектуальное и речевое развитие. Для решения поставленных задач мною создан банк заданий повышенного уровня сложности по предметам с 1 по 4 класс.

Тема 1.2. Планирование как основа методического обеспечения образовательного процесса

- Технология проектирования педагогического процесса.

- Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

- Проектировочная деятельность учителя начальных классов.

- Планирование как результат конструирования педагогического процесса.

- Планирование в деятельности учителя начальных классов.

- Виды планирования.

- Этапы подготовки к тематическому планированию учебного материала.

- Подготовка учителя к уроку и его планирование.

- Требования к оформлению тематического и поурочного плана.

- Планирование комплексного методического обеспечения.

- Понятие об учебно-методическом комплексе (УМК).

- Структура УМК.

- Этапы разработки УМК.

- Требования к оформлению УМК.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Разработка педагогического сценария учебного занятия и внедрение его в реальную педагогическую практику связана с процессом педагогического проектирования.
Основоположником теории и практики педагогического проектирования считается А.С. Макаренко. В 1989 году появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось внедрение в практику образовательных продуктов различного назначения.
Термин проектирование в педагогику пришёл из технического знания и в различных источниках трактуется как: составление проекта; предполагать, намечать; чертить или производить проекцию [109, 609]; составлять проект; предполагать, сделать что-либо, намечать планы; отображать какую-либо фигуру или предмет на плоскость, чертить проекцию [159, 411]; процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [162, 1065]. Существуют и другие подходы к формулировке дефиниции «проектирование». Анализ вышеприведенных определений показывает, что общим для них является «составление проекта». Суть педагогического проектирования состоит в том, что предполагаются варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.
Объектом педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, педагогические сценарии отдельных видов занятий.
Выделяют четыре этапа педагогического проектирования (рис.9).

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса - student2.ru

Рис. 9. Этапы проектирования педагогического продукта

Педагогическое моделирование - разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях занятия. Педагог определяет теоретические основы создания модели сценария, методы диагностики ее оценки полезности. На этом этапе создается модель предстоящей эмоционально-интеллектуальной взаимодействия педагога и обучающегося.
Педагогическое проектирование - разработка созданной модели и доведение ее до уровня возможного практического применения, На этом этапе создается проект педагогического сценария, который становится механизмом преобразования педагогического процесса и среды.
Педагогическое конструирование - детализация созданного проекта педагогического сценария учебного занятия, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. При проектировании сценария применяются принцип учета человеческих приоритетов; принцип саморазвития (динамичность, гибкость, способность по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению). Благодаря проектированию педагогический сценарий учебного занятия становится технологичным продуктом, образовательные цели которого заданы на диагностической основе. Проектирование педагогического сценария учебного занятия предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур, входящих в его структуру, осуществлять систематический контроль и оценку достижения детально спроектированных в нем образовательных целей. При проектировании сценарий учебного занятия следует рассматривать как составную часть информационно-образовательной среды по данной области знаний. Кроме того, предполагаются серьезная подготовительная работа, большие дополнительные затраты как денежные, так и временные. Этот этап завершается созданием опытного образца педагогического сценария учебного занятия, который проходит апробацию в реальной образовательной практике.
Внедрение - введение экспериментально проверенного опытного образца и научно-методического сопровождения к нему в образовательную практику, подготовка участников процесса обучения, психолого-педагогическое сопровождение. С этой целью проводятся семинары, открытые занятия, инструктаж с будущими пользователями педагогическим продуктом.

При проектировании педагогического сценария учебного занятия важную роль играет выбор системообразующего фактора, который способен объединить все компоненты, входящие в структуру сценария, в единое целое, целенаправить их и стимулировать развитие.

Системообразующий компонент определяется через противоречия, которыми пронизана вся практика традиционного обучения. В нашем исследовании таким системообразующим фактором в системе принципов проектирования и основанного на ней традиционного обучения, является конструирование с учетом комплекса требований различного педагогически полезного дидактического обеспечения, которое бы способствовало формированию приемов целенаправленной и продуктивной эмоционально­интеллектуальной деятельности участников процесса обучения, а также самостоятельной учебной работы обучающихся.

В педагогической системе осуществляется проверка выполнения установленных требований к педагогическому сценарию учебного занятия. Если сценарий удовлетворяет установленным требованиям, то он внедряется в образовательный процесс конкретного образовательного учреждения. В противном случае сценарий дорабатывается педагогом, после - его требования уточняются и детализируются. Такой подход к созданию педагогического сценария учебного занятия позволяет оперативно вносить изменения в его составные части.

Педагогический сценарий учебного занятия является инструментом управления эмоционально-интеллектуальным взаимодействием участников процесса обучения. Руководить этим процессом - значит предвидеть его последствия. Следовательно, педагог осуществляя управление этим процессом, должен четко себе представлять, к какому ответу, выводу, решению, умозаключению он должен привести обучающихся, посильно ли это для них?

Структуру содержания, технологию проектирования педагогического сценария учебного занятия можно представить в виде определенного «алгоритма» подготовки к занятию:
- внимательно изучить раздел рабочей учебной программы дисциплины, которую предстоит изучить на занятии, выделяя при этом основные, узловые, базовые вопросы его содержания;

- проанализировать итоги, результаты предыдущих занятий по теме, представить мысленно коллектив группы, конкретных обучающихся, уровень их реальной подготовленности к усвоению СУИ на занятии;

- сформулировать образовательные цели занятия, продумать воспитательную и развивающую его цели, пути достижения этих конечных результатов;
- четко определить содержание СУИ занятия, лично изучить или просмотреть фактический учебный материал, намеченных для изучения на занятии;
- решить все задачи, которые будут предлагаться обучающимся, сделать вывод формул, провести графические построения, выполнить демонстрационные эксперименты, практические работы, которыми будет сопровождаться объяснение и закрепление СУИ занятия;

- на основе педагогического сценария определить организацию занятия, основные его структурные компоненты;

- из всего арсенала методов и методических приемов выбрать самые результативные применительно к структуре и содержанию занятия;

- подготовить и проверить наглядные пособия и технические средства обучения;
- подготовить задания обучающимся для самостоятельной работы;
- составить план занятия, а если необходимо, то и конспект новой СУИ;
- просмотреть все дидактическое обеспечение, подготовленное к занятию, при необходимости мысленно повторить узловые моменты изложения новой СУИ - и только после этого можно уверенно сказать себе: «Я готов к занятию»;
- подготовить себя психологически к занятию (настрой на занятие, вход в «форму», продуманное поведение в различных ситуациях и др.).

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).

Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.

Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.

Наши рекомендации