Этапы педагогического исследования
Разработка логики исследования – сложное и трудоёмкое дело. Разработать логику исследования – значит разработать маршрут научного поиска, определите общие основания для его конструирования и проектирования. Вот почему в каждом исследовании необходимо заранее намечать логическую схему, которая определяет структуру научного поиска.
Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, процессы, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения, связи, взаимосвязи изучаемых объектов.
Научные факты – это факты действительности, которые обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в науке в виде эмпирических суждений, мнений, взглядов, позиций.
Эмпирический этап исследования состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:
первая стадия – это процесс добывания, получения факторов;
вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, эта стадия включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов, классификацию фактов по различным основаниям и выявления основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет:
критическую оценку и проверку каждого факта;
описание каждого факта;
отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
классификацию фактов по их существенным признакам, приводит их в систему;
вскрывает наиболее существенные связи, закономерности, которые характеризуют изучаемые явления или процессы.
Теоретический этап исследования.
Он связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Великий ученый Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
«Изучать - значит:
а) не просто добровольно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
б) измерять всё, что подлежит измерению;
в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями;
г) находить закон, закономерности, противоречия изучаемого явления или процесса;
д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
е) проверять гипотезы опытом;
ж) составлять теорию изучаемого».
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.
Это значит:
определить известное и неизвестное; факты, объяснённые и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя – выявить причины, закономерности явлений или процессов, ими управляющие. Поэтому основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о закономерностях возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство- следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей её практике.
Процессы эмпирического и теоретического познания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмпирическое познание невозможно без теоретического. И наоборот, даже самая абстрактная теория в конечном счете опирается на практику, на эмпирические факты, ориентируется на объективную реальность.
Эмпирическая база педагогики обогащается за счет конкретных исследований.
Основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать вначале научного поиска.
Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.
Первый этап – стадия накопления знаний и фактов:
выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап – стадия теоретического осмысливания фактов:
выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
построение гипотезы исследования;
выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап – опытно-экспериментальная работа:
построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
организация и проведение констатирующего эксперимента;
организация и проведение уточняющего эксперимента;
проверка гипотезы исследования;
организация и проведение преобразующего эксперимента;
окончательная проверка гипотезы исследования;
формулировка выводов исследования.
Четвертый этап – анализ и оформление результатов педагогического исследования:
обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.
Пятый этап – пропаганда и внедрение результатов исследования:
выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
публикации в средствах массовой педагогической информации.