Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания
Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в совр. обществе, способном разделять и приумножать эти ценности.
Ведущие российские учёные-педагоги, авторы совр. концепции воспитания Анатолий Викторович Мудрик и Виталий Александрович Сластенин трактуют воспитание как создание условий для целенаправленного развития человека, т.е. создание пед. среды, системы пед. средств, взаимодействий для целенаправленного изменения состояния воспитанника.
Воспитание как педагогическое понятие включает в своё содержание 3 признака:
1. целенаправленность, наличие какого-то образца как соц.-культ. ориентира;
2. соответствие хода процесса соц.-культ. ценностям, как достижениям исторического развития человечества (бандит, обучающий преемников, занимается формированием);
3. присутствие определённой системы организуемых влияний.
Содержание цели воспитания можно определить как изменение состояния субъектности человека как продукта социализации, как совокупности соц. ролей. Воспитание является приоритетным направлением деятельности педагогов, всех работников образования.
Структура воспитания
· цель воспитания
· субъекты и объекты воспитания
· их взаимодействие закономерности
· содержание
· принципы
· формы
· методы
· средства и приёмы воспитания
· оценка и самооценка результатов воспитания
Цель воспитания служит исходным началом в процессе воспитания, выступает в качестве идеала, модели личности с соответствующими качествами. Цель воспитания определяет задачи, содержание, выбор форм, методов, средств и приёмов воспитания, является ориентиром для самовоспитания. Содержание воспитания в значительной степени определяется государственной политикой и состоянием духовной сферы общества. В педагогическом взаимодействии происходит формирование и развитие личности, которые зависят от того, насколько педагогически грамотно осуществляется педагогическая деятельность, насколько она грамотно сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями.
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачами воспитания являются:
1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;
3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
5. формирование культуры семейных отношений;
6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Основными требованиямик воспитанию являются:
4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
4.2. системность и единство педагогических требований;
4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
5. Основными составляющими воспитания являются:
5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательном учреждении выделяют: гражданское, нравственное, физическое, экономическое, политическое, эстетическое, правовое, интернациональное, трудовое, экологическое.
По институциональному признаку выделяют:
· семейное;
· школьное;
· внешкольное;
· конфессиональное (религиозное);
· по месту жительства;
· в детских, юношеских организациях;
· в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают:
· авторитарное;
· демократическое (воспитанник объект и субъект воспитания);
· свободное;
· либеральное (воспитатель находит материал для самовоспитания ребёнка).
В зависимости от той или иной философской концепции выделяются:
· прагматическое;
· аксиологическое;
· коллективистское;
· индивидуалистическое.
Воспитание как соц. явление по своему содержанию и технологии воздействия на личность должно соответствовать требованиям общества, каждого конкретного государства. Следовательно, если в экономике страны развиваются рыночные отношения, то и воспитание должно готовить подрастающее поколение к трудовой и общ. деятельности в этих условиях. В демократическом государстве школа должна воспитывать гуманное отношение друг к другу, к родителям, желание помочь пожилым и слабым, беречь природу и окружающую среду. Посредством воспитания учащиеся готовятся к активному участию в развитии экономики, соц. сферы. науки и культуры.
Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов. убеждений и привычек поведения, являются:
· общение с людьми (на улице, в транспорте и т.д.);
· средства массовой коммуникации (включая Интернет);
· книги;
· семья, родственники;
· друзья, группы, компании;
· школа;
· труд, самообслуживание.
Выделяются объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным относятся те, что не зависят от воспитанника: место, где родился, природа, среди которой развивается, климат, традиции, обычаи, нормы, профессиональный и соц. статус.. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и т.д. Во всём остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным факторам относится всё, что зависит от воспитанника, воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми уч.-восп. учреждений. Среди них:
· субъективные (личностные) предпочтения;
· воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);
· направленность воспитанника;
· психич. особенности;
· его желания, стремления, намерения;
· воспитательные системы;
· деятельность воспитателей;
· организация воспитательного воздействия;
· программы воспитания;
· духовная связь воспитанника с воспитателем;
· взаимодействие воспитателей с воспитанниками;
· морально-психологический климат и др.
Субъективные факторы весьма переменчивы, но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке.
Согласно одной из концепций процесс школьного воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учётом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается как система, целостный объект.
Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания следующие:
· формирование сознания;
· формирование убеждений;
· формирование чувств;
· выработка навыков и привычек поведения.
Формирование сознания (осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения) – важный этап процесса. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснить ему, зачем необходимо то или иное поведение.
Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твёрдые, основанные на определённых принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Школьник должен не только понять, но и убедиться (сперва на примерах), в чём преимущества (или вред) определённого поведения.
Формирование чувств – ещё один важный компонент восп. процесса. Без эмоций не может быть поиска истины. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
В практике воспитания деятельность всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре восп. процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.