МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
2.1. Требования к результатам освоения дисциплины Психология в части «должен знать» согласно ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование», утвержденной приказом Министерства образования РФ от «__5__» ноября ____2009__ г. № ___530____
№ п/п | В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | Показатели оценки сформированности образовательного результата | Объект оценки | Формы и методы оценки | Номера вопросов (заданий) |
Базовая часть | |||||
1. | теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; | 1. Называет основные документы, регламентирующие методическую работу воспитателя детей дошкольного возраста. 2.Знает содержание методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 8,11 |
2. | концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; | 1. Перечисляет основные примерные общеобразовательные программы дошкольного образования. 2. Называет концептуальные основы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 12,13,14,15 |
3. | теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; | 1.Называет типы и виды планирования. 2. Устанавливает последовательность действий воспитателя при планировании воспитательно –образовательной работы. 2.Оперирует основными понятиями 3. Называет основные модели организации воспитательно – образовательного процесса. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 16,17,18,19.63 |
4. | методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации | 1. Называет требования, предъявляемые к разработке методических материалов 2. Характеризует требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО | Фактологические знания | Теоретичекое задание | 9,10 |
5. | особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования | 1. Раскройте и объясняет понятие «педагогическая технология» 2. Раскрывает особенности современных технологий дошкольного образования (компетентностно – ориентированного подхода в практике дошкольных образовательных учреждений, игровых технологий ДОУ, здоровьесберегающих технологий ДОУ, информационных технологий в ДОУ, технологии личностно – ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель» - «ребенок», проектной деятельности детей дошкольного возраста). | Фактологические знания | Теоретическое задание | 27,28,29,30,31,32,33,34 |
6. | педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно- развивающей среды; | 3. Раскрывает и объясняет понятие предметно – развивающая среда дошкольного учреждения. 4. Характеризует требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, обозначенные в ФГОС ДО. 5. Характеризует основные требования к созданию предметно – развивающей среды (педагогические, гигиенические, эстетические). 6. Характеризует принципы построения предметно – развивающей среды, обозначенные в ФГОС ДО. Предлагает тематику уголков развития для групп детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями. | Фактологические знания Продукт деятельности | Теоретическое задание Показ продукта | 7,22,23,24, 25,26 |
7. | источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; | 1. Раскрывает основные понятия «педагогический опыт», «педагогическое мастерство», «самовоспитание». 2. Дает характеристику источникам педагогического опыта (современный педагогический опыт, деятельность других педагогов, собственная педагогическая деятельность). 3. Характеризует способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. 4. Доказывает необходимость овладения педагогическим мастерством, самовоспитания, характеризует компоненты педагогического мастерства. 5. Характеризует особенности портфолио как способа обобщения опыта. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 1,2,3,5, 20,21,42,55, 58,59,62,65,66,71 |
8. | логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; | 1. Знает логику подготовки устного выступления, отчета, реферата, конспекта. 2. Знает требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 35,36,37,38, 39,40,41,56,57,64,72 |
9. | основы организации опытно- экспериментальной работы в сфере образования. | 1. Называет особенности эксперимента как метода исследования. 2. Раскрывает основные понятия «научное исследование», «методология», «эксперимент». 3. Устанавливает логику действий исследователя при организации экспериментальной работы | Фактологические знания Когнитивные умения | Теоретическое задание | 43,44,45,46,47,48,49, 51,52,53, 54, 60 |
Вариативная часть | |||||
1. | основы содержания Федерального государственного стандарта дошкольного образования; | 1. Знает требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО (принципы, структура). | Фактологические знания | Теоретическое задание | 9,10 |
2. | особенности применения теоретических и практических методов исследования; | 1. Называет основные теоретические и эмпирические методы исследования. 2. Раскрывает особенности применения теоретических методов исследования. 3. Раскрывает особенности применения эмпирических методов исследования. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 50,61,67,68 |
3. | теоретические основы организации проектной деятельности воспитателя в области дошкольного образования. | 1. Называет виды проектов. 2. Доказывает необходимость проектной деятельности в работе воспитателя детей дошкольного возраста. 3. Знает структуру и требования к оформлению проекта. | Фактологические знания | Теоретическое задание | 69,70, |
2.2. Требования к результатам освоения дисциплины Психология в части «должен уметь» согласно ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование», утвержденной приказом Министерства образования РФ от «__5__» ноября ____2009__ г. № ___530____
№ п/п | В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | Показатели оценки сформированности образовательного результата | Объект оценки | Формы и методы оценки | Номера вопросов (заданий) |
Базовая часть | |||||
1. | анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; | 1. Выделяет концептуальные основы и структуру примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Определяет достаточность методического обеспечения программы. 3. Устанавливает соответствие программы требованиям ФГОС ДО. 4. Устанавливает своеобразие предложенной для анализа программы. | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | 1,2,3 |
2. | определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников; | 1. Формулирует цели и задачи при планировании воспитательно – образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. 2. Разрабатывает содержательный и технологический компоненты заданной модели воспитательно – образовательного процесса в соответствии с целями и задачами деятельности. | Продукт деятельности | Практическое задание | 5, 6, 7 |
3. | осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; | 1. Структура календарного плана содержит модели организации воспитательно –образовательного процесса (самостоятельная деятельность детей. совместная деятельность взрослых с детьми, взаимодействие с родителями), режимные моменты, интеграцию образовательных областей. 2.Содержание запланированной работы соответствует заявленной теме. 3. Содержание запланированной работы, методы, средства, цели и задачи соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. принципам планирования. | Продукт деятельности | Комплексное практическое задание | 8, 9, 10 |
4. | определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; | 1. Осуществляет анализ предложенного календарного плана воспитателя по схеме. 2. Устанавливает соответствие темы, видов деятельности, содержания, методов возрасту детей. 3. Приводит примеры соответствия (несоответствия). 4. Предлагает пути устранения ошибок. | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | 4, 37 |
5. | сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников; | 1. Знает особенности образовательных технологий ДО. 2. Устанавливает соответствие образовательных технологий общеобразовательной программе ДОУ | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | 16.40 |
6. | адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; | 1. Обосновывает выбор методической литературы для решения методических задач (планирование). 2. Объясняет причины необходимости адаптации методических разработок. | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | |
7. | создавать в группе предметно - развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования; | 1. Разрабатывает проект предметно – развивающей среды в соответствии с заданной темой недели и возрастом детей. 2. Осуществляет обоснование созданного проекта с позиций требований ФГОС ДО. | Продукт деятельности | Комплексное практическое задание | 11, 12, 13, 14 |
8. | готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; | 1. На основе предложенной литературы, формулирует тему реферата. 2. Составляет план реферата на обозначенную тему. 3. Составляет отчет о работе по заданной теме | Продукт деятельности | Практическое задание | 22,23.35,38 |
9. | с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; | 1. Устанавливает последовательность действий исследователя при организации исследования. 2. Формулирует методологические характеристики исследования на заданную тему исследования. | Продукт деятельности | Оценка продукта практической деятельности | 24,25,26,27,28 |
10. | использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; | 1. Осуществляет подбор методик исследования в соответствии с заданной целью. 2. Осуществляет обоснование выбора методик. 3. Разрабатывает содержание методики исследования в соответствии с заданной целью. | Продукт деятельности | Оценка продукта практической деятельности | 29,30.31,32, |
11. | оформлять результаты исследовательской и проектной работы; | 1. Устанавливает соответствие оформления ранее выполненной учебно – исследовательской работы с точки зрения ее соответствия требованиям оформления. 2. Определяет ошибки оформления. 3. Формулирует рекомендации по исправлению ошибок. 4. Оформляет список литературы в соответствии с ГОСТ | Продукт деятельности | Оценка продукта практической деятельности | 33. 34 |
12. | определять пути самосовершенствования педагогического мастерства. | 1. Формулирует цель и задачи самосовершенствования. 2. Определяет методы и приемы самосовершенствования 3. Разрабатывает программу самовоспитания | Продукт деятельности | Оценка продукта практической деятельности | |
Вариативная часть | |||||
1. | устанавливать соответствие примерных основных общеобразовательных программ ДОУ требованиям ФГОС ДО; | 1. Знает требования ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ 2. Определяет параметры сопоставления примерных основных общеобразовательных программ ДОУ требованиям ФГОС ДО. 3. Приводит примеры соответствия (несоответствия) примерной основной общеобразовательной программы ДОУ требованиям ФГОС ДО. | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | |
2. | устанавливать соответствие плана работы образовательным областям и моделям организации деятельности в ДОУ; | 1. Определяет параметры соответствия календарного плана современным требованиям к планированию. 2. Анализирует предложенный календарный план воспитателя в соответствии с выделенными параметрами для сравнения. | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | |
3. | проектировать предметно – развивающую среду с учетом принципов ее построения; | 1. Создает эскиз уголка развития. 2. Осуществляет обоснование проекта предметно – развивающей среды с точки зрения его соответствия принципам построения. | Продукт деятельности | Практическое задание | |
4. | организовывать поиск и обработку информации о педагогическом опыте в области дошкольного образования; | 1. Рассматривает литературу с позиции наличия в ней описания педагогического опыта. 2. Осуществляет анализ опыта, определяет достоинства и недостатки данного опыта. 3.Оценивает возможность использования данного опыта в своей педагогической деятельности. . | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | |
5. | осуществлять анализ образовательных технологий ДОУ; | 1. Осуществляет выбор технологий в соответствии с заданной ситуацией. 2.Обосновывает выбор технологий | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации | |
6. | организовывать проектную деятельность детей дошкольного возраста; | 1. Определяет последовательность действий воспитателя при организации исследовательской проектной деятельности дошкольников на заданную тему. 2. Определяет последовательность действий воспитателя при организации творческой проектной деятельности дошкольников на заданную тему. 3. Определяет последовательность действий воспитателя при организации нормативной проектной деятельности дошкольников на заданную тему. | Продукт деятельности | Практическое задание | 17.18,19 |
7. | осуществлять анализ готовности к овладению педагогическим мастерством; | 1. Определяет соответствие своей готовности к овладению педагогическим мастерством с позиций компонентов педагогического мастерства. 2. Делает вывод о необходимости осуществлять самовоспитание | Когнитивные умения | Интеллектуальные действия, требующие анализа, синтеза, оценки сравнения, применения информации |
- Инструментарий оценки
Теоретические задания