Методика «Пословицы» (автор С.М. Петровой)

Цель: определить уровень гражданской компетенции учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл – согласен в очень незначительной степени;

2 балла – частично согласен;

3 балла – в общем согласен;

4 балла – почти полностью согласен;

5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить – не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

13. а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1.

§ а, в – духовное отношение к жизни,

§ б, г – бездуховное отношение к жизни;

2.

§ а, в – незначимость материального благополучия в жизни,

§ б, г – материально благополучная жизнь;

3.

§ а, в – счастливая, хорошая жизнь,

§ б, г – трудная, сложная жизнь;

4.

§ а, в – оптимистическое отношение к жизни,

§ б, г – пессимистическое отношение к жизни;

5.

§ а, в – решительное отношение к жизни,

§ б, г – осторожное отношение к жизни;

6.

§ а, в – самоопределение в жизни,

§ б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

7.

§ а, в – стремление к достижениям в жизни,

§ б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8.

§ а, в – хорошее отношение к людям,

§ б, г – плохое отношение к людям;

9.

§ а, в – коллективистическое отношение к людям,

§ б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

10.

§ а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

§ б, г – эгоистическое отношение к людям;

11.

§ а, в – альтруистическое отношение к людям,

§ б, г – паритетное отношение к людям;

12.

§ а, в – значимость дружбы,

§ б, г – незначимость дружбы;

13.

§ а, в – значимость ученья,

§ б, г – незначимость ученья;

14.

§ а, в – значимость труда,

§ б, г – незначимость труда;

15.

§ а, в – значимость соблюдения законов,

§ б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

Приложение 2

Анкетирование проводилось анонимно, что дало возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов. Младшим школьникам предлагалось оценить себя по следующим направлениям:

а) любознательность,

б) прилежание,

в) трудолюбие

г) отношение к Родине,

д) отношение к природе,

е) отношение к школе,

ж) отношение к себе.

Содержание анкеты:

1. Как называется город в котором ты живешь?

2. Как называется страна в которой ты живешь?

3. Выбери из предложенных герб, флаг своей страны?

4. В каких городах своей страны ты еще бывал?

5. О каких городах ты слышал?

6. Если бы друг приехал из другой страны, что бы ты ему рассказал о своей стране?

7. Расскажи, что ты знаешь об истории своей страны (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

8. Что бы ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

9. Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

10. Какие герои в нашей стране? Чем они запомнились?

11. Кто такой гражданин? Что человек должен делать, что бы стать гражданином?

12. Какие известные достопримечательности есть в нашей стране?

13. Как с каждым днем изменяется наша страна?

14. А вы любите свою страну?

15. Какова численность населения в нашей стране?

16. Какие известные достопримечательности есть в нашей стране?

17. Кто такой В.И.Ленин? Почему ему поставили памятник в центре города?

18. Почему нашего города нет на карте?

19. Где у нас в городе самые красивые места?

20. Наша Родина это Белебей или Россия?

К каждому из качеств и направлений в соответствии с методикой проведения исследования, даны утверждения, которые характеризуют данное качество. Например, качество «любознательность», характеризуется признаками, выраженными в следующих утверждениях:

мне интересно учиться;

люблю читать;

стремлюсь получить хорошие отметки;

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

Каждый из учащихся, участвующих в исследовании, оценивал в баллах, насколько это утверждение верно для него. Оценивание производилось по трехбалльной шкале. Полученные в ходе диагностики баллы по каждому показателю (утверждению) суммировались, и была выведена средняя оценка уровня сформированности качеств личности для каждого испытуемого.

Затем средние оценки по каждому качеству были суммированы и получена общая оценка уровня сформированности гражданской компетенции личности у каждого испытуемого. В результате каждый ребенок получил 7 оценок, которые затем суммировались и путем деления итога на 7 получен средний балл, который является условным показателем уровня гражданской воспитанности:

-12 баллов - низкий уровень;

-17 баллов - средний уровень;

- 21 балл - высокий уровень.

Приложение 3

Методика «Что привлекает в деятельности»

Согласно данной методике младшим школьникам было предложено определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности по следующей шкале:

- привлекает очень сильно;

- привлекает в значительной степени;

- привлекает слабо;

- не привлекает совсем.

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволило нам определить преобладающие мотивы участия младших школьников в деятельности.

Приложение 4

"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".

Цель: ознакомить уч-ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта.

Задачи:

образовательные - ознакомить уч-ся с национальным героем башкирского народа, возбудить живой интерес к личности С.Юлаева, к его поэзии, желание познакомить с произведениями поэта-героя;

развивающие - формировать нравственное и эстетическое сознание уч-ся, обогатить духовный мир подростков, их кругозор;

воспитательные - пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству, учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности, гордости.

Ход урока

Звучит песня

"Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой Урал!

Голова под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе.

Вместе с полною луной

Золотом одет Урал,

Вместе с утренней зарей

Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих, Урал,

Степь - зеленая краса.

Белоснежные цветы

На лугах твоих растут,

И цветы, и соловьи

Честь Аллаху воздают...

Громко славит птиц напев

Первый ясный солнца луч,

А закатный солнца луч

Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Все слова я растерял,

Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же мой курай

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!"

Слова песни принадлежат Салавату Юлаеву. Вы, конечно, знаете кто такой Салават Юлаев?

Ученик:

"Двести лет над родными степями

Пронеслось с той поры грозовой,

Но доныне не стерто годами

Твое славное имя, герой!"

Р.Нигмати

Учитель: Имя Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа, воина и поэта, одного из руководителей крестьянской войны 1773-1775 г.г. под руководством Е.Пугачева, популярно и любимо многими и сегодня, будь то башкир, русский, татарин, удмурт, чуваш или представитель любой национальности. Народ пронес память о своем герое через века. Салават был еще жив, а о нем и его храбрых воинах пели песни, рассказывали придания, слагали легенды. Большое место в них отводится силе, ловкости, сообразительности героя.

Ученик:в одной из русских народных песен есть такие строки:

"Салават наш был герой,

Смело он ходил на бой.

Три кольчуги надевал

И к Кунгуру подступал".

Учитель: на Южном Урале бытуют самые разнообразные предания, связанные с местами, памятными по крестьянской войне (горами, озерами, пещерами, скалами, камнями).

Уч-ся: например, в Белорецком районе есть "камень Пугачева и Салавата". По приданию, на этом камне когда-то стояли вместе Е.Пугачев и С.Юлаев и высматривали дорогу своему войску.

Ученик:

"Звезды горят над тобой, Салават,

Яркие звезды в небе горят.

Конь твой парит над обрывом крутым,

Мир простирается перед ним."

М.Гали

Учитель: народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю, Салават Юлаев родился 16 июня 1754 года в Текеево, в семье старшины Юлая Азналина. Салават рос молчаливым, задумчивым ребенком. Все на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: "Жена, кого ты мне родила - мальчика или девочку?" С детства Салават любил слушать народные песни, задумчивые и веселые, протяжные и плясовые. Давайте, сейчас послушаем одну из таких песен, может быть, и эту песню слушал маленький Салават. (Звучит башкирская народная песня "Старый Урал" в исполнении Флюры Кильдиеровой).

Ученик: недолго оставался Салават похожим на девочку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата - таким крепышом стал сын. Очень рано научился он на лошади скакать. А уж какой меткий был! Бывало летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был!

"Коня лихого осадил он крутого,

Прервав на миг стремительный полет,

И сквозь века бросает клич, как будто

Войска свои к бессмертию зовет".

(Р.Гарипов, "Баллада о Салавате")

Учитель: очень любил Салават принимать участия в скачках, которые обычно устраивались на сабантуях. О том, как вел себя Салават на сабантуе, рассказал Степан Злобин в романе "Салават". Послушайте, какая история произошла однажды на этом празднике (зачитать из рассказа "Салават", стр.10, от слов "В празднике сабантуя..." до слов "Взяв червонец..."). Салават справедливость очень любил, не терпел, когда обижали его народ. Ух, тогда он загорался! Как огонь вспыхивал! (Входит мальчик, одетый в национальный костюм, сжимает в руке уголек).

Учитель: эту клятву Салават пронес через всю свою жизнь и никогда не нарушал ее. А вы обратили внимание, ребята, что герой читал свои стихи? Он очень рано начал сочинять.

Ученик: Салават слушал шум ветра в вершинах деревьев, и ему казалось, что лес поет песни. Вторя песни любимого Урала, Салават и сам запевал. О чем? Обо всем, что было кругом и было достойно песни. Песня как бы сама слогалась в его груди и легко слетала с губ с проносящимся горным ветром.

Ученик:

"Табун пасется вдалеке,

В кибитке я лежу,

А рядом - близкие мои,

Все, кем я дорожу."

("Мой кош", Салават).

Ученик :

"Я бросил в небо меткую стрелу

И ласточку подранил в вышине.

К ногам моим упала, трепеща,

И жалко бедной птицы стало мне".

("Стрела", Салават)

Учитель: жил, рос, крепчал в своем благодатном, красивом крае наш батыр. Но не давали жить спокойно враги: вначале ногайцы налетали, как вихрь, грабили и убивали. А потом русские цари и их слуги принялись разбойничать. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Русских бедняков возглавил Емельян Пугачев, а башкир - Салават. А было ему тогда всего-то 22 годочка!

Звучит песня:

"Салават, сколько лет тебе,

Шапка старшины на голове,

Бригадиром был ты,

Ай, Салават,

Учитель: а сколько мук принял наш Салават от палачей: возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били, ноздри вырывали, каленым железом клеймо ставили и сослали на вечную каторгу в далекие - далекие края...

Ученик: а сослали Салавата, отца, и еще несколько бойцов свободы в город Рогервик в Эстонии. Сейчас это город Палдиски.

Ученик 2: на каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет.

Ученик 3: "Баллада о возвращении Салавата"

Башкирский поэт Г.Рамазанов.

"Мне не забыть об этом дне,

Когда встречали Салавата...

Он въехал в город на коне,

Затосковав о стороне,

Где он в бою летел когда -то.

И стар, и млад бегут бегом:

Батыров много ли на свете?-

А где ж ему поставить дом?-

И призадумались о том все аксакалы в горсовете...

Вокруг него поет апрель, герой в века

Глядит крылато.

У ног его - цветов метель,

И бьетья в берег Агидель

Гудящим сердцем Салавата..."

Учитель: 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворцов. О нем в своих творениях рассказывали писатели и поэты,художники и скульпторы, композиторы. Одно из первых упоминаний о Салавате мы встречаем у великого русского поэта А.С.Пушкина. Из произведений худож. литературы советского времени следует назвать роман "Салават Юлаев" Степана Павловича Злобина. Этот роман пользуется популярностью не только в Башкортостане. Он был переведен на многие языки. Достойное место образ Салавата Юлаева занимает и в поэтических произведениях. Одним из первых советских поэтов, сказавшим слово о Салавате, был поэт Д.Бедный.

Ученик:

"Поэты советские, нате:

Предлагаю ударную тему

О башкире - певце и бесстрашном бойце.

Написать можно чудо какую поэму..."

Учитель: вы, наверное, обратили внимание на то, что здесь прозвучали стихи, написанные поэтами разных национальностей, что они сделаны под впечатлением памятника, который является достопримечательностью нашего города.

Памятник создан архитектором, народным художником БАССР И.Г. Гайнутдиновым и советским скульптором, нар. художником Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым. "Я хотел чтобы мой памятник "звучал" героической музыкой - музыкой битвы за счастье народа" - говорил С.Д.Тавасиев.

Ученик: образ Салавата Юлаева воплощен композиторами в музыкальных произведениях различных жанров: в балете Х.Ахметова и Н.Сабитовой "Горный орел", в симфонической оратории Д.Хасаншина "Песня о Салавате". Но самым крупным и популярным является опера "Салават Юлаев" З.Исмагилова. "Видеозапись "Ария Салавата" из 4 действия оперы З.Исмагилова "Салават Юлаев")

Учитель: незабываемый образ Салавата создал в вышедшем на экран в 1941 году кинофильме "Салават Юлаев" народный артист СССР и РСФСР, заслуженный артист РСФСР и БАССР Арслан Мубаряков. (Видеозапись, фрагмент кинофильма).

Национальный герой башкирского народа занимает достойное место и на полотнах художников. Я назову самые известные картины художников Башкортостана :А.Кузнецова "Допрос Салавата", А.Лежнев "Поимка Салавата", Г.Мустафин "Салават" (демонстрация картин).

Учитель:

Я спросил у Юрюзани:

Не забыла ль Салавата?

И ответила река мне,

Перекатами звеня:

-В моих струях свои раны

Омывал батыр когда-то.

В его песнях величавых

Навсегда осталась я.

Я к Уралу обратился.

За века не позабыл ли?

Улыбнулся древгий старец

И на миг помолодел.

Как забыть отцу о сыне?

Мне б и камни не простили,

Если б памятью отцовской

Я однажды ослабел!

Посреди степей широких

Обратился я к кураю,

И напевом его тихим

Отозвался мне весь край.

Ты спросил о Салавате?

Он - душа моя живая.

Если мир о нем забудет,

Навсегда умрет курай!

Я спросил у русской песни

Чем ей дорог этот воин,

Этот юноша башкирский

Из далекой старины?

И ответила мне песня:

-Значит он того достоин.

Все народы перед песней

Одинаково равны!

Р.Паль.

Итог

Все эти произведения, созданные авторами, писателями, художниками скульпторами, и композиторами, объеденены одним воплощением образа Салавата Юлаева. Каждое искусство своими средствами выразительности рассказало нам о смелом, отважном, мужественном, непокоренном герое башкирского народа. Думаю, задачу - возбудить живой интерес к личности Салавата Юлаева, к его поэзии, чтобы она нашла живой отклик в душекаждого человека, чтобы образы, мысли и чувства поэта - героя его жизни, борьбы и творчества оказали влияние на их нравственное и эстетическое сознание, обогатили духовный мир мы выполнили.

Спасибо ребята за урок.

Приложение 5.

Наши рекомендации