Диагностическая беседа

В педагогической практике широко известны беседа как метод обучения и беседа как метод воспитания.

Опыт показывает, что беседу можно использовать не только как метод сбора первичной вербальной информации. При правильном её проведении она позволяет глубоко изучить и выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, степень воспитанности, отношения учащегося к жизненным фактам, явлениям, к труду, собственным поступкам. В результате беседы у педагога-исследователя складывается более целостное представление о личных качествах воспитанника

Сильная сторона беседы, во-первых, - в живом контакте исследователя с испытуемыми, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов; во-вторых, во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы. Выделяются признаки, наличие или отсутствие которых позволяет делать выводы об истинности или ложности выдвигаемой гипотезы.

К сожалению, ещё немало педагогов-исследователей, которые методически неверно используют беседу как диагностический метод. Беседа проходит на холостом ходу, не дает никакой информации. Поэтому, чтобы в процессе беседы получить достаточно полную (интересующую) информацию о воспитаннике, максимальные знания о нем, исследователю необходимо учитывать психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе как к методу диагностики личности.

Прежде всего, к беседе надо тщательно готовиться: определить цель, задачи, составить примерный план, четко продумать основные вопросы, которые должны быть заданы учащемуся. Исследователь не должен надеяться на эксперимент, он обязан всегда продумывать хотя бы схематичный план беседы (о чем он будет вести разговор, что выявлять, что фиксировать), подумать, в какой форме её лучше провести. Здесь следует учесть личностные особенности собеседника (импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.); его состояние (раздражен, нервничает, весел); его отношение к педагогу-исследователю (недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие); его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

Начать беседу – это подлинное искусство, в педагогике нет по этому вопросу единых правил. Но любую беседу лучше начать с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у воспитанника мотивации ответить на вопросы и незаметная подготовка его к диагностическому поиску. Основная задача этой фазы – установить контакт с воспитанником, «завязать» разговор. Чтобы разговор был непринужденным, начать его лучше не с вопросов, касающихся основной цели, а с второстепенных (например, подростков можно спросить о футболе, или хоккее, кинофильме или спорте вообще и т.д.). Допустим, в ходе беседы исследователь хочет выяснить причины отрицательного отношения учащегося к отдельным предметам, изучаемым в профтехучилище. Он может спросить: «Какие предметы тебе хотелось бы изучить в первую очередь, почему? Как обстояли дела с учёбой в школе? Какими предметами больше ты увлекался?» и т.д. Ответы на эти вопросы помогут выявить различные причины, вызывающие положительное или отрицательное отношение учащегося к изучаемым предметам.

Создание у учащегося мотивации к участию в беседе – более сложная задача. Ведь у каждого учащегося свои интересы и заботы. Как это сделать? Необходимо заинтересовать учащихся вопросами. Именно вопросы – это гвоздь беседы. Но вопросы должны затронуть их жизненные потребности, увлечения, ценностные ориентации и приоритеты, наконец, приобрели для них личностный смысл. Дальнейшее повышение заинтересованности учащегося и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используются так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрачивают те же потребности, что и в начале беседы. По возможности они должны быть близки к теме беседы (опроса) и постепенно и незаметно вводить учащегося в изучаемую исследователем проблематику. Например, по проблеме профессиональной ориентации может быть задан такой вопрос выпускнику профтехучилища: «предположим, что к тебе обратился выпускник школы с просьбой помочь ему в выборе профессии. Что бы ты ему посоветовал?» Вопрос, как видим, не вызывает неприязнь. К человеку обращаются за советом. Но ведь этот вопрос затрагивает престижность рабочей профессии, а значит определяет соответствующую мотивацию самого воспитанника профтехучилища и вводит его в проблематику беседы.

Основное содержание следующей фазы опроса (беседы) – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.

В ходе беседы могут быть использованы следующие типы вопросов: ориентировочно-психологические, фильтры и контрольные. Первые используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой. Если, скажем, при опросе исследователем задаётся ряд вопросов воспитаннику, связанных с его учебной деятельностью, то вслед за этим без всякой видимой связи идут вопросы об отношениях с родителями, друзьями и сверстниками, то такой резкий переход от одной темы к другой может вызвать у воспитуемого недоумение по поводу правомерности вопросов о взаимоотношении с родителями, которые вроде бы и не связаны с учебной деятельностью. Поэтому переход должен быть плавным, гибким, воспитаннику следует показать необходимость дальнейших вопросов. Для этого можно использовать такую серию ориентировочно-психологических вопросов.

- После учебы, ты, уставший, возвращаешься домой. Дома тебя ждут родители, брат, сестра. К тебе заходят, наверное, друзья или ты идёшь с ними в кино, на стадион? Любишь ли ты находиться у себя дома? Да, нет. Бывают ли у тебя дома друзья? Да, нет.

После этих вопросов интерес исследователя к отношениям в семье вполне обоснован, вопросы не вызывают недоразумения и учащийся охотно отвечает на них.

Для перехода к другой теме беседы можно рекомендовать и такие «мосты», как: «а теперь несколько вопросов о _______», «а сейчас немного о другом».

Исследователь в ходе беседы использует и вопросы-фильтры, которые дают возможность выяснить некоторые детали из жизни учащегося. Так, например, прежде чем выяснить у учащегося мнение о работе кружка технического творчества, исследователю нужно выяснить, занимается ли он в этом кружке, в противном случае последующие вопросы будут заданы не тем учащимся, для которых они предназначены, что повлечёт за собой смещение результатов.

Контрольные вопросы получили широкое распространение в практике проведения беседы. Их назначение – проверка достоверности полученной информации. Например, чтобы выяснить у учащегося, насколько он доволен своей будущей профессией, исследователь задаёт ему несколько вопросов: «Доволен ли учебой в профтехучилище? Что ему нравится или не нравится в профтехучилище? Остаётся ли свободное время для отдыха?» После этих вопросов можно задать первый контрольныйвопрос: «Хотел бы ты перейти учиться в другое профтехучилище?; затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам ты оставил профтехучилище. Вернулся ли учиться в прежнее училище?» Сопоставление ответов даёт информацию об искренности учащегося.

Контрольные вопросы могут выполнять несколько функций. С их помощью можно контролировать ответы не на одну тему, они могут служить основанием для высчитывания коэффициента доверия в целом и к отдельным вопросам. Необходимо понимать, что контрольный вопрос никогда не должен следовать сразу за тем вопросом, ответ на который ожидается. Между ними обычно ставят два-три вопроса. Это связано с тем, чтобы учащийся не догадался, что же хочет выяснить исследователь.

Успех беседы как диагностического метода во многом зависит от соблюдения исследователем педагогического такта. Важно установить непринуждённую обстановку, придать беседе характер живого обмена мнениями, исключить элементы официальности. К откровенной беседе располагает следующее:

если исследователь не «стоит» над учащимся, не стремится для него быть чужим, далёким человеком, вызывающим недоверие или настороженность;

если исследователь высказывает свои соображения доброжелательно, в форме совета;

если исследователь умеет внимательно слушать и слышать собеседника;

если исследователь выражает искренний интерес к личным делам, увлечениям учащегося;

если исследователь проявляет максимальную выдержку и терпение, чуткость и внимательность;

если исследователь учитывает психофизиологические особенности учащегося;

если исследователь в процессе беседы создаёт обстановку взаимного доверия и взаимопонимания, соблюдает принципиальность, деловитость, тактично направляет собеседника, даёт ему возможность «выговориться» не допускает пренебрежительности, высокомерия, командного тона, оскорбительных эпитетов, обидного иронизирования, не превращает беседу в допрос, а сам не превращается в представителя следственных органов.

И как результат, в ответ, чувствуя сердечное участие, доброе отношение и расположение к себе, учащийся сможет довериться исследователю, поделиться своими сокровенными мыслями, жизненными устремлениями и т.д. Хороший, сердечный разговор помогает собеседнику обрести душевное и психологическое равновесие, создаёт доброе рабочее самочувствие.

Во время диагностической беседы не рекомендуется делать записи или пометки в дневнике, так как это сковывает учащегося, и он перестаёт быть откровенным. Однако после беседы полученные сведения необходимо сразу же занести в дневник или журнал наблюдений. Итоги беседы тщательно анализируются.

Однако нельзя считать беседу универсальным методом диагностики личности учащегося. Например, далеко не все стороны личности и её деятельности можно изучать методом беседы. Учащийся не умеет объяснить свои психические свойства, состояние и многие психические процессы. Поэтому метод беседы должен использоваться в системе других методов изучения личности учащегося.

Анкетирование.

Анкетой принято называть перечень вопросов по определённой теме, на которые должны дать ответы учащиеся. С помощью анкеты можно выявить нравственные представления и понятия учащихся, их склонности, связи, оценочные суждения к окружающим людям, труду, профессии, показатели общественного мнения и т.д.

В последнее время анкетирование получило в педагогической практике очень широкое распространение, настолько широкое, что некоторые наставники стали смотреть на него как на универсальный метод получения информации.

Между тем анкетирование должно быть связано, скажем, с острыми, «болевыми» проблемами, связанными с совершенствованием учебно-воспитательной работы и мотивировано потребностями жизни коллектива. Подчеркнём, что принциппедагогической целесообразности здесь особенно важен. Анкетирование поэтому не должно являться неожиданностью для учащихся и тем более для наставника; его следует планировать заранее.

Действительно, в ряде случаев с помощью анкет собирается основная информация, но нередко на вопросы анкет учащиеся отвечают недостаточно серьёзно. Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно полные и откровенные ответы. Не надо и переоценивать значение анкетирования и его результатов. Неверно думать, что с его помощью можно узнать все. С помощью анкетирования можно получить лишь эмпирический материал, в который необходимо вносить коррективы и делать выводы.

Виды анкет. Для того, чтобы провести массовый опрос, необходимо установить, какого типа анкету мы намерены использовать. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемыми. Поэтому главной трудностью в построении анкеты является подбор и формулировка вопросов, проверка их уместности, надежности.

В зависимости от предлагаемых вопросов они могут быть разными (по содержанию, направленности личности, форме и т.д.).

По содержанию анкета может касаться выявления познавательных интересов (какие учебные предметы в школе более всего тебя интересуют, почему; когда возник у тебя интерес к математике и в связи с чем); внеучебных интересов (какие кружки тебе нравятся больше всего и почему, в каком кружке ты сам собираешься заниматься, почему); перспектив (собираешься ли ты после окончания школы продолжать учебу); оценки деятельности коллектива, тех или иных событий, качеств людей (считаешь ли ты, что система обучения и воспитания в школе должна быть иной; что тебя больше всего радует (огорчает) в перестроечных процессах в нашем обществе; какие качества ты больше всего ценишь в человеке); степени общественной активности и её мотивации (какие общественные поручения ты выполняешь в классе, школе, как ты их выполняешь (с большим желанием; добросовестно, но без желания; выполняю тогда, когда требуют; не хочу выполнять общественных поручений); что тебя побуждает заниматься общественной работой: стремление бороться с недостатками, желание улучшить общественную работу, сделать её интересной; постоянно находиться в общении, в курсе всех событий).

По направленности личности анкеты могут касаться: отношения к науке (чем привлекает тебя психология); социальной ответственности (сможешь ли ты работать в тяжелых условиях, если твоя помощь нужна заводу, городу, республике; способен ли «зарядить» энергией других людей); нравственности (назови три-четыре качества, которые ты считаешь необходимыми в жизни, назови три-четыре качества, без которых нельзя осуществить профессиональный труд) и т.д.

По форме анкеты могут быть: открытыми, позволяющими учащемуся отвечать по своему усмотрению, убеждению, взгляду, ценностным ориентациям. Они позволяют узнать личное мнение воспитанника (например, «охарактеризуйте дисциплинированность учащегося вашего класса»). Отвечающий сам выбирает объем ответа и содержание информации, которую он считает необходимым дать. Для нас важно ещё раз подчеркнуть, что открытые вопросы дают возможность глубже проникать в исследуемые педагогические явления, процессы, глубже раскрывают внутренние позиции отвечающих, представляют более содержательную информацию.

Анкеты с закрытыми вопросами.

В закрытых вопросах возможности выбора ограничиваются заранее определенным числом вариантов ответов, предусмотренным составителем анкеты. Пример такого вопроса – какую профессию из данного списка Вы могли бы выбрать? (подчеркни). Закрытые вопросы в отличие от открытых легче подвергать статистической обработке. Однако, уместно напомнить, что в них не предусмотрены некоторые маловероятные варианты ответов.

Если ученик, скажем, не найдет в списке профессий ту, которую он намеревается избрать, то он не сможет ответить на вопрос анкеты. В этом случае инструкция должна разрешать учащемуся записать свой ответ.

По организации анкеты могут быть именные (с подписью отвечающего на вопросы) и анонимные (безымянные), когда в конце анкеты подпись отвечающего не ставится.

Эффективность анкетирования во многом зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических требований:

перед тем, как проводить анкетирование, следует провести разъяснительную работу, рассказать учащимся для чего оно проводится, с какой целью, учащиеся должны осознавать его целесообразность;

очень важно правильно формулировать вопросы; они должны быть сформулированы ясно, конкретно и доступно; это предполагает в свою очередь ясные и конкретные ответы;

анкета не должна быть громоздкой;

анкетирование требует уважения к мнению отвечающего, нельзя навязывать собственное мнение опрашиваемым, необходимо сохранять анонимность;

эффективное использование этого метода требует специальных умений (дидактических, коммуникативных, организационных, диагностических и др.);

по результатам анкетирования надо вносить необходимые коррективы в программу исследования, в действия наставников.

Наши рекомендации