Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ
Вопрос №1.
Система образования Республики Беларусь. Кодекс «Об образовании в Республике Беларусь» о целях и принципах государственной политики в сфере образования.
Система образования(СО) – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Национальная система образования включает: (из Закона об образовании)
• участников образовательного процесса (воспит детск.дошк. учрежд., учащиеся, студенты)
• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;(школы, д.сады, институты,)
• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
СО каждой страны имеет свои особенности – позитивные тенденции современнойСО РБ:
– гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении)
– демократизация отношений
– разноуровненность содержания
– разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов
– дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ)
– переход ВУЗов на двухступенчатую подготовку специалиста
– сети дополнительного образования и т.д.
Однако, на ряду с позитивными отмечаются негативные тенденции: отрицательное влияние школы на здоровье детей(только 5 % учеников Московского района Бреста здоровы); однообразность образовательного процесса в учебных заведениях, предметоцентризм (преобладание роли своего предмета); недостаточный уровень качества подготовки выпускников школы и ВУЗа.
СО в РБ строиться в соответствии с Законом об образовании в РБ. Принципы СО:
– обязательность общего базового образования;
– осуществление перехода к общему среднему образованию;
– доступность дошкольного, профес. технического и на конкурсной основе ср. спец. и высш. об-я;
– преемственность и неприрывность уровней и ступеней образования (согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ)
– нац. культурные основы образования
– приоритет прав человека, гуманист. характера образования
– принцип научности; экологическ. направленности образования
– демократич. характер управления образования
Вопрос № 2.
Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в РБ.
Общий методологический смысл понятия образование (О) традиционно определяется как «создание человека по образу и подобию» Истоки понятия О находятся в раннем средневековье, начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становился ценностью О, рассматривался как способ его саморазвития, вхождения в культуру. Понятие образования из Закона об образовании РБ: Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Понятие «образование» связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие). С учетом этого образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека. Образование выполняет следующие социокультурные функции:
– О. – один из оптимальных способов вхождения человека в мир культуры и науки;– О.– как практика социализации(Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.) человека и преемственности поколений;– О.– функция развития региональных систем и национальных традиций; – О.– соц. институт через который перед. и воплощ. базовые, культ. ценности и цели развития об-ва.
В настоящее время рассматривают образование как ценность, как образовательную систему, как образовательный процесс и как индивидуальный или коллективный результат этого процесса.
1)Образование как ценность – рассматривают в интересах личности и в интересах государства;
2)Как система образования – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Основные элементы образования как макросистемы имеют гос. статус от системы дошкольного до системы послевузовского дополнительного образования. О. как система включает ведущих субъектов – учителя и учащиеся, цели, содержание, организацию, контроль (результаты).
3) Как процесс (процесс обучения и воспитания) – указывает на непрерывный процесс – образование в течение всей жизни. О. как процесс отражает этапы и специфику обр. сис-мы, ее изменение и динамику. Как образовательный процесс – имеет следующие этапы: 1)мотивационный; 2) организ.- деятельностный; 3) рефлексивный;
О. как процесс имеет следующие свойства: двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на разностороннее развитие и саморазвитие личности (развитие – это процесс и результат колич. и качеств. изменений разл. сторон Л, ее взросление); единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех сторон процесса; взаимосвязь элементов процесса.
4) Как результат – достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений.
Тенденция – это направление развития. Позитивные тенденции развития современной СО РБ:
– гуманизация (распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения) и гуманитаризация (установление гармоничн. равновесия м/у естественно-матем. и гуманит. циклами в обучении с целью развития духовно богатой личности)– демократизация отношений;
– разработка новых образовательных планов, учебных программ, учебно-методических комплектов;– дифференциация сети учреждений образования (в Бресте из 37 школ 2 лицея, 6 гимназий, 2 школы сада, более 5 детских юношеских школ, ЦМТ); –инновационность (появление УО школа-сад; усиление раздела экологии в содержании учебников по биологии); – технологизация пед.процесса – внедрение технологий обучения и воспитания; – информатизация и компьютеризация;
Вопрос №3.