Основные условия и средства успешного семейного воспитания
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени А.С.ПУШКИНА»
Лужский институт (филиал)
Межфакультетская кафедра гуманитарных и естественно-научных
дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогика»
На тему: «Проблемы семейного воспитания»
Выполнила:
Студентка 2 курса Заочного обучения Учебная группа П2-13 Степанова А.Р. |
Проверила:
Доцент Мороз Т. Г.
г.Луга
2014г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3.
Глава 1 .Проблемы семьи и семейного воспитания.
Основные условия и средства успешного семейного воспитания..4.
1.2.Типы личности ребёнка………………………………………………….8.
1.3.Содержание воспитания в семье……………….………………………10.
1.4. Стили воспитания детей………………………………………………..12.
1.5. Методы и формы семейного воспитания…………………………….15.
Глава 2. Практические рекомендации родителям.
2.1.Детские страхи и работа с ними………………………………………..18.
2.2.Легко ли быть родителем подростка?................................................20.
2.3.Ваш ребёнок-копуша…………………………………………………….23.
2.4.Рекомендации для родителей «Понимаем ли мы друг друга?»….26.
Заключение……………………………………………………………………30.
Список использованной литературы………………………………………32.
ВВЕДЕНИЕ
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека.
Семейное воспитание –процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. В неразрывном единстве осуществляется семейное ,школьное и социальное воспитание.
Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты нравственного , физического и трудового воспитания личности. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребёнком , чтобы понять в какой семье он воспитывается. Не составляет и труда ,пообщавшись с родителями ,установить ,какие в их семье вырастают дети .Семья и ребёнок –зеркальное отражение друг друга.
В нашем современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника
Глава 1 .Проблемы семьи и семейного воспитания.
Основные условия и средства успешного семейного воспитания
Вырастить ребёнка здоровым, трудолюбивым, полезным обществу- дело нелёгкое, требующее от родителей большой затраты физических и душевных сил. Отец и мать несут ответственность за воспитание детей. Семья- ячейка общества, которая закладывает основы воспитания личности .Здесь ребёнок впервые усваивает нормы морали. Навыки совместного труда, в семье формируются жизненные планы детей, нравственные идеалы. В семье дети не только подражают взрослым, но ориентируются на их социальные и нравственные установки.
Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, поддержке во всех делах. Общение детей с отцом и матерью обогащает жизненный опыт детей , помогает им приобщаться и к культуре поведения.
Если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, к правонарушениям. Поэтому школа и общественность призваны постоянно оказывать помощь семье в воспитании ребёнка.
Семья располагает большими возможностями для того, чтобы правильно воспитать своих детей. Но эти возможности в семье не всегда умело реализуются.
Прежде всего родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные стороны, уметь изучать своего ребёнка. Основной путь изучения детей в семье – это постоянное наблюдение за их поведением дома, в кругу товарищей, отношением к учебной и внеклассной работе в школе. Встречаются часто такие родители, которые концентрируют своё внимание на недостатках детей , или говорят ребёнку только о его успехах. Такой подход к детям в семье приводит к ошибкам в их воспитании.
Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестёр. Иногда можно слышать жалобу родителей на то, что ребёнок не слушается. Непослушание детей- это признак отсутствия авторитета родителей.
В некоторых семьях преобладает авторитет подкупа .Особенно его можно наблюдать в семье, где нет согласия между родителями. Чтобы привлечь ребёнка на свою сторону, отец или мать начинают дарить ему дорогие подарки, иногда наперекор друг другу. Страдают от этого поведения сами родители.
Если дети видят в лице своих родителей настоящих тружеников , любящих своё дело ,то авторитет родителей в глазах школьников растёт. Огромное влияние в семье оказывают нормальные взаимоотношения. Отношение взрослых к детям, к своим престарелым родителям. Для авторитета родителей важно установить систему взаимоотношения с детьми: надо, чтобы родители видели в детях растущего человека, доверяли ему, видели в нём помощника, приходили на помощь в различных затруднениях. Следили , как он формируется.
Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие чёткого режима дня. Он включает весь распорядок дня ребёнка в течении суток. Следует упорядочить и питание ребёнка. Хорошим стимулом для ребёнка в выполнении режима дня является наличие чёткого распорядка жизни всей семьи.
Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести чтению. Даже самые маленькие дети радуются встрече с книгой. Из сказок ребёнок узнаёт о хороших людях, об их делах. Встреча с умной и интересной книгой всегда праздник для детей.
Важным условием успеха в семейном воспитании является учёт родителями особенностей возраста и пола детей. Ребёнок растёт не только физически , он мужает, у него накапливается жизненный опыт , растёт самосознание , он скорее хочет скорее хочет стать взрослым. В этом его стремлении родителям важно постепенно формировать юношу- будущего мужа, отца, а девушку- будущую жену , мать.
Важно поддерживать в семье хорошие товарищеские отношения между братьями и сёстрами, учить мальчиков оберегать и защищать сестру, а сестёр учить быть чуткими и заботливыми к своим братьям. Формирование правильных взаимоотношений между детьми , детьми и взрослыми –важная задача родителей. С ростом ребёнка надо менять и характер взаимоотношений с ним: от простого требования , распоряжения надо постепенно переходить к совету, просьбе, рекомендации. Замечания взрослым детям лучше делать в виде совета.
Особенно следует обратить внимание родителей на взаимоотношение своих детей с товарищами. Знание друзей своего сына или дочери помогает родителям лучше узнать и своих детей. Уже в семье надо постепенно готовить ребят к тому, что они вырастут и сами будут создавать семью. Личный пример родителей, теплота помогут взрослеющим детям усвоить азбуку самостоятельной семейной жизни. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требовательным отцом и менее требовательной бабушкой.
Успех воспитания зависит также от того ,как родители поощряют и наказывают детей, как они стимулируют успешную деятельность и готовят ребёнка к самовоспитанию. В теории и на практике воспитания сложилась следующая точка зрения на поощрения и наказания:
не следует физически наказывать детей;
не поощрять детей материально;
не скупиться в семье на применение таких этических средств поощрения, как одобрение, похвала, доверие;
этическими средствами наказания могут быть : замечание родителей , временное лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей и др.
Поощрения и наказания со стороны родителей требуют большого такта и любви к детям. Неправильное использование поощрений и наказаний в семье может создать трудности в воспитании детей и даже привести к ошибкам.
Трудности в воспитании детей в семьях когда родители недостаточно осведомлены о педагогических основах семейного воспитания, когда распадается семья как коллектив, когда родители допускают чрезмерный авторитаризм в семье или не верят в силы и возможности самого ребёнка. Другие крайности ,допускаемые родителями: злоупотребление словесными воздействиями на ребёнка, изнеженность ребёнка и отстранение его от всяких семейных дел и забот ,удовлетворение всех капризов.
Трудности возникают и тогда, когда родители не понимают всей ответственности за воспитание детей , перекладывают эту ответственность на школу, на учителя или на старших членов семьи- дедушек , бабушек.
Типы личности ребёнка
Каждый ребёнок- уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры. У них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям. Они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.
Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натра; здравомыслящий , обязательный ребёнок,; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.
Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Встречаются очень редко смешанные формы, но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребёнка. Его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То ,что обязательному ребёнку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то ,что ваш ребёнок относится к данному основному типу личности, не пытаясь переделать его. Это всё равно не удастся, но будет иметь серьёзные последствия. Для ребёнка хуже всего если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой- ненормально. Это смущает ребёнка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности ,напротив, поможет ребёнку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищённости.
Чувствительная натура- это коммуникабельный ребёнок, чуткий. С развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьёй, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Дети, относящиеся к этому типу , восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики.
Авантюрный ребёнок. Ему часто не хватает времени. Потому что мир так увлекателен ,полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность- чуть ли не круглые сутки. Они увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они быстро бросают. Неудивительно что в их детской комнате часто царит хаос. На рабочем столе может лежать всякий хлам.
Ребёнок-умник. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно тип интеллектуального ребёнка.Он всегда задаёт дополнительные вопросы., хочет знать, всё досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой.
Обязательный ребёнок. Он владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают ( в отличие от типа чувствительной натуры) что- либо осмысленное ,практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определённые обязанности , но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом. Ужасно переживают , если их не похвалят .Хорошо приспосабливаются к школьной системе с её правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной ,усердием, порядком.
Если родители смогут правильно определить ,к какому типу личности относится их ребёнок, то им будет легче понимать друг друга.
Содержание воспитания в семье
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Физическое воспитаниедетей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.
Интеллектуальное воспитаниепредполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитаниев семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
Эстетическое воспитаниев семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитаниедетей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.