Анализ результатов исследования состояния звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В ходе проведения исследования нарушений звукопроизношения с использованием дидактических игр у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было выявлено, что для детей 10%данной группы характерен средний уровень развития звукопроизношения; для большинства детей данной группы (90%) характерен уровень ниже среднего. Высокий и низкий уровни составили в экспериментальной группе по 0% соответственно.
У детей наблюдались ошибки в дифференциации звуков, схожих по акустическим признакам, ошибки при звуковом анализе слова, нуждались в помощи взрослого.
Результаты, полученные в экспериментальной группе, представлены в таблице 1:
Таблица 1
Дети с ФФН | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Общий балл |
Ребенок 1 | |||||||
Ребенок 2 | |||||||
Ребенок 3 | |||||||
Ребенок 4 | |||||||
Ребенок 5 | |||||||
Ребенок 6 | |||||||
Ребенок 7 | |||||||
Ребенок 8 | |||||||
Ребенок 9 | |||||||
Ребенок 10 |
Высокий уровень 20-24 – 0 детей (0%)
Средний уровень 15-19 – 1 ребенок (10 %)
Ниже среднего 10-14 – 4 ребенка (90%)
Низкий уровень менее 9 – 0 детей (0%)
При выполнении первого задания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возникали трудности. Дети охотно, с интересом выполняли задание, но плохо различали звуки и с трудом отбирали картинки с заданным звуком.
При выполнении второго задания у детей также отмечались некоторые трудности. Дети допускали ошибки, не дифференцировали многие звуки, особенно дефектно произносимые.
При выполнении третьего задания дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также допускали ошибки. Они не дифференцировали в словах заданные звуки.
По результатам четвертого задания, можно сделать вывод, что элементарные навыки звукового анализа и синтеза в большей части экспериментальной группы не сформированы.
При выполнении пятого задания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также отмечались трудности. Дети допускали ошибки в выборе нужной картинки; долгое время не могли определиться с ответом, выбирая картинку наугад. С помощью взрослого дети смогли справиться с данным заданием.
При выполнении шестого задания дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи также допускали ошибки. Они плохо могли различать слоги, не могли проанализировать прямой слог и превратить его в обратный слог, нуждались в помощи взрослого.
В ходе проведения исследования нарушений звукопроизношения без использования дидактических игр у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было выявлено, что для 60% детей данной группы характерен средний уровень развития звукопроизношения; для оставшихся 40% характерен низкий уровень развития звукопроизношения. Дети с огромным трудом дифференцируют звуки, слоги, владеют элементарными навыками звукового анализа слов.
Результаты, полученные в контрольной группе, представлены в таблице 2:
Таблица 2
Дети с ФФН | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Задание (баллы) | Общий балл |
Ребенок 1 | |||||||
Ребенок 2 | |||||||
Ребенок 3 | |||||||
Ребенок 4 | |||||||
Ребенок 5 | |||||||
Ребенок 6 | |||||||
Ребенок 7 | |||||||
Ребенок 8 | |||||||
Ребенок 9 | |||||||
Ребенок 10 |
Высокий уровень 20-24 – 0 детей (0%)
Средний уровень 15-19 – 0 детей (0%)
Ниже среднего 10-14 – 3 детей (60%)
Низкий уровень менее 9 – 2 детей (40%)
При выполнении первого задания у детей данной группы не наблюдался интерес к выполнению заданий, дети с трудом могли повторить звуки, произносимые взрослым.
При выполнении второго задания большая часть детей справилась с заданием лишь частично, при этом внимание детей было рассеянным, они не могли сосредоточиться на четком и правильном выполнении задания. Оставшиеся дети вовсе не справились с заданием, помощь взрослого была не эффективна.
При выполнении третьего задания большинство детей справилось с данным заданием лишь наполовину и при помощи взрослого. Только небольшая часть детей допустила грубые ошибки (дети не могли назвать обратные слоги), которые помешали справиться с выполнением данного задания.
Четвертое задание выполнено детьми на низком уровне. Дети не смогли выделить звук в слове и определить его местоположение; особые трудности возникали при выделении звука в середине слова. Дети были невнимательными, часто отвлекались на посторонние предметы.
Пятое задание большей частью детей было выполнено частично; детьми были допущены недочеты, которые в основном связаны с невнимательностью детей, с тем, что они отвлекались на посторонние предметы. Оставшаяся часть детей вовсе не справилась с заданием, помощь взрослого была не эффективна.
По результатам шестого задания, можно сделать вывод, что элементарные навыки звукового анализа и синтеза в контрольной группе сформированы не в полной мере. Дети допускали ошибки при выполнении задания (они не могли определить какой звук находится в начале слова).
Результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, представлены на диаграмме:
Рис.1 Сравнительный анализ результатов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития звукопроизношения и усвоения информации намного выше у группы детей, в работе с которыми были использованы дидактические игры, чем у той группы, с которой работа проводилась в обычной (не игровой) форме.