Теоретические основы индивидуального подхода к детям. Сущность индивидуального подхода, принципы его организации
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Интересные открытия и выводы по этому вопросу мы находим в учении великого чешского педагога Я. А. Коменского. В его педагогической системе четко обозначились такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путем систематических наблюдений. Много оригинальных мыслей об изучении ребенка, о понимании его духовного мира и методах воздействия на него мы находим в педагогических трактатах Жан-Жака Руссо, в практической деятельности Генриха Песталоцци, в опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном. И Песталоцци, и Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, причем, что особенно важно, они подчеркивали силу воздействия на детей доброты, чуткости, участия воспитателя, уважения и личности ребенка, говорили о влиянии примера педагога. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А. И. Герцен, B.Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Прежде всего нужно назвать имя Е. Н. Водовозовой, ученицы и последовательницы К. Д. Ушинского. Она указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка для того, чтобы уметь всесторонне анализировать поступки детей, которые, по ее мнению, являются верным зеркалом их умственного кругозора и нравственности. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством против возможных детских пороков. Большое внимание индивидуальному подходу уделялось в практической работе отдельных детских садов в России, руководителями которых были такие педагоги, как А. С. Симонович, C.А. Люгебиль, М. А. Кудрянова, М. X. Свентицкая. Они стремились предоставить детям возможность проявить свои интересы и активность при выборе занятий и игр. Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Индивидуальный подход, указывала Н. К. Крупская, должен осуществляться в неразрывной связи с общими политическими и идейными задачами нашего государства. В этом вопросе она исходила из того, что воспитание требует научно обоснованного изучения ребенка, изучения со знанием методологических основ. Нельзя изучать его «вообще». Следует придерживаться указаний основоположников о роли наследственности, среды и воспитания в формировании личности. При изучении особенностей ребенка ни в коем случае нельзя ограничиваться только психологическими и физиологическими исследованиями, хотя, как отмечала Н. К. Крупская, эти исследования имеют большое значение. А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка — это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. На многочисленных примерах своего практического опыта А. С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребенка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремленность в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Личность — это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием познавательной и эмоционально-волевой сфер). Через личность, через ее опыт, через сложившиеся в опыте свойства личности происходит, действительно, преломление воспитательных воздействий. Ведь далеко не всегда ответная деятельность ученика определяется непосредственными действиями воспитателя по отношению к нему. Индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него. Е. С. Рабунский описывает «алгоритм» индивидуальной работы с отдельным учеником: 1) изучение целостной личности школьника (выявление его творческого своеобразия и пробелов в знаниях, установление причин последних); 2) условное отнесение ученика к определенной группе типологии школьников и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним; 3) поиск первоочередных мер-заданий в индивидуальной работе с учеником с помощью их классификации; 4) уточнение основного направления индивидуальной работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов при всемерной активизации самостоятельной деятельности ученика; 5) анализ и обобщение проделанной работы.Воспитание дошкольников в процессе обучения на занятиях.