Взаимосвязь возрастного развития и деятельности. Понятие ведущей деятельности. Динамика ведущего вида деятельности в онтогенезе
Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева. Термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.
Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего вида деятельности. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.
Принцип развития в деятельностиположил в основу периодизации детства Л.С. Выготский, говоривший о том, что каждый период своеобразен и качественно отличается от другого в зависимости от специфики деятельности ребенка. Кризис наступает в результате деятельности, и в деятельности же формируются новообразования. Разработку идей Л.С. Выготского о значимых видах деятельности продолжил Д.Б. Эльконин. Он подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу, что существует исторически возникший расщепленный процесс усвоения опыта:
1) есть деятельность, направленная на усвоение мотивов, задач деятельности (познается мир людей);
2) есть деятельность, направленная на усвоение операционно-технической стороны опыта (усваивается мир предметов).
.
Каждую из сторон деятельности Д.Б. Эльконин называет тем или иным типом деятельности. В каждом возрасте имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность (деятельность) ребенка направлена на действие с предметами, объектами, их познание. Этой активности соответствует деятельность предметно–манипулятивного типа. В процессе этой деятельности (в этот период) развивается познавательная сфера ребенка. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми. Ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка развивается личностная сфера (формируются потребности, мотивы, цели).
Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д.Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.
Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно–эмоциональное или ситуативно–личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно–манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
В младшем школьном возрасте (6–11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.
В подростковом возрасте (11–15 лет) ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненный смысл, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском возрасте приобретает характер учебно–профессиональной.
Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает Кризис развития. Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л.). Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.
В процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.
Психологическое новообразование — это:— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, )
В трудах последователей Л. С. Выготского выдающихся психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина доказано, что исходным пунктом анализа переходных периодов должно стать изучение «социальной ситуации развития»