Взаимосвязь возрастного развития и деятельности. Понятие ведущей деятельности. Динамика ведущего вида деятельности в онтогенезе

Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева. Термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего вида деятельности. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Принцип развития в деятельностиположил в основу периодизации детства Л.С. Выготский, говоривший о том, что каждый период своеобразен и качественно отличается от другого в зависимости от специфики деятельности ребенка. Кризис наступает в результате деятельности, и в деятельности же формируются новообразования. Разработку идей Л.С. Выготского о значимых видах деятельности продолжил Д.Б. Эльконин. Он подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу, что существует исторически возникший расщепленный процесс усвоения опыта:

1) есть деятельность, направленная на усвоение мотивов, задач деятельности (познается мир людей);

2) есть деятельность, направленная на усвоение операционно-технической стороны опыта (усваивается мир предметов).

 
  Взаимосвязь возрастного развития и деятельности. Понятие ведущей деятельности. Динамика ведущего вида деятельности в онтогенезе - student2.ru

.

Каждую из сторон деятельности Д.Б. Эльконин называет тем или иным типом деятельности. В каждом возрасте имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность (деятельность) ребенка направлена на действие с предметами, объектами, их познание. Этой активности соответствует деятельность предметно–манипулятивного типа. В процессе этой деятельности (в этот период) развивается познавательная сфера ребенка. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми. Ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка развивается личностная сфера (формируются потребности, мотивы, цели).

Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д.Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно–эмоциональное или ситуативно–личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно–манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11–15 лет) ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненный смысл, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском возрасте приобретает характер учебно–профессиональной.

Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает Кризис развития. Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л.). Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

В процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это:— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, )

В трудах последователей Л. С. Выготского выдающихся психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина доказано, что исходным пунктом анализа переходных периодов должно стать изучение «социальной ситуации развития»

Наши рекомендации