Системно-деятельностный подход в процессе обучения предмету «Физическая культура»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ
ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Учебно-методическое пособие
УФА-2014
Предмет «физическая культура» в условиях реализации ФГОС (учебно-методическое пособие). – Уфа: изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2014. 46с.
Предмет «физическая культура» в условиях реализации ФГОС (учебно-методическое пособие) предназначено для слушателей курсов повышения квалификации учителей физической культуры, других категорий педагогических работников, а также для слушателей профессиональной переподготовки.
Авторы-составители:
Наталья Александровна Гордеева, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГАОУ ДПО ИРО РБ;
Валеева Александра Сергеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГАОУ ДПО ИРО РБ;
Рецензенты:
Заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности, доцент ГАОУ ДПО ИРО РБ | Д.Ю. Быстрицкий | |
Кандидат биологических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание» Уфимской государственной академии экономики и сервиса | М.Е.Погадаев |
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Введение | |
Системно-деятельностный подход в процессе обучения предмету «Физическая культура» | ||
Современные требования к уроку физической культуры, его структура. Типология уроков ФК в условиях реализации ФГОС нового поколения | ||
Планирование урока и подготовка учителя к нему. Формы организации деятельности на уроке и их эффективность | ||
Активные формы и методы изучения нового материала на уроках физической культуры в рамках реализации системно-деятельностного подхода. | ||
Применение метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры | ||
Методические рекомендации по организации урока ФК в рамках системно-деятельностного подхода | ||
Список литературы | ||
Приложения |
Введение
Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников.
Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков.
Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то естьвооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока.
Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и адаптироваться к меняющимся условиям образовательной среды.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения предмету «Физическая культура»
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие Стандарта нового поколения не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе федерального государственного образовательного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.
Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.
Перед педагогами поставлены задачи:
- изучить деятельностную основу образования как важнейшего условия реализации ФГОС;
- изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;
- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».
Культурно – исторический системно – деятельностныйподход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе.
Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива.
Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка:
Школьник утром и вечером дома делает 20 отжиманий от пола, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием обучение отжиманию (развитие силы рук и верхнего плечевого пояса).
Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)».
Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.
Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать внутреннюю психологическую подоплеку.
Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
Психологическая основа концепции системно-деятельностного подходабазируется на следующих основополагающих тезисах:
Окружающий мир - объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности.
Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов:
- учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»,
- действие целеполагания(«что я должен сделать…»: выбор средств и методов),
- планированиерешения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
- решение задач и рефлексивно-оценочные действия(«все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.
В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания - общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания - единство анализа и синтеза.
Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним - конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов.
Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.
Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и технической формах. Модели выступают и как метод познания - учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность»,
т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки
- содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.