Коррекция семейного воспитания
Изучив особенности взаимоотношений детей и родителей семье с помощью диагностических методик, психолог и педагог намечают пути коррекции нарушении на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.
Родительское отношение представляет собой единство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенности понимания, когнитивного видения ребенка родителями. А. Я. Варга и В. А. Смехов выделяют следующие причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
1. Педагогическая и психологическая неосведомленность.
2. Некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка.
3. Личные проблемы и особенности родителей, которые он приносит в общение с ребенком.
4. Особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.
Так например, на семинаре прорабатывают с родителями различные приемы педагогического воздействия, учат правильному восприятию своего ребенка и друг друга, расширяют знания о психологии семейных отношений.
Изложение материала должно быть доступным. Дискуссии проводятся в двух формах: тематическая, когда происходит обмен мнениями по темам лекций специалистов, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций или случаев. Дискуссии второго типа проводятся по темам, предложенным и самими родителями. Их цель состоит в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Ведущий содействует переходу от этапа к этапу, следит, чтобы срабатывали механизмы групповой интеграции, лидерства, сплоченности.
Используется прием обсуждения специально подобранных книг научно-популярного характера, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. Для активизации дискуссии успешно применяются анонимные трудные ситуации. Это может быть рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда воспитательные процессы не приводят к успеху. Психолог (методист-психолог) воспроизводит ситуации, которые представляют интерес именно для участников семинара. Здесь очень важно найти правильный тон, интонацию беседы, которые задаются обдуманным и оригинальным содержанием и значимостью обсуждаемых тем.
Важно помочь осознанию родителями подлинных причин неправильных взаимоотношений родителей с детьми. Например, наблюдая затем, как ведет себя мать, помогая ребенку готовить аппликацию, какие говорит слова и как он на ее поведение реагирует, можно судить о том, каковы психологические механизмы конфликтов между ними.
Перестроить отношения в семье мешает и то, что укоренилось в далеком прошлом и связано с собственным детским опытом родителей: неосознаваемые ими комплексы, страхи, психические травмы. Важно наладить дома деловое сотрудничество между взрослыми и детьми, в котором бы могли реализоваться потребности в сопереживании и признании.
Психолог помогает наметить для организации совместной деятельности родителей и детей следующие этапы:
а) привлечение детей к взаимодействию на основании общей деятельности и значимости ее результатов для других;
б) организация совместной деятельности, в которой ребенку отводится роль помощника взрослого;
в) организация деятельности по типу сотрудничества, эмоционально насыщенного со стороны взрослого и содержащего ответные ожидания ребенка.
Психолог-педагог в индивидуальных беседах с родителями разъясняет, что требовательность их должна вырастать из любви к ребенку и надо дать ему осознать это. Пусть он будет всегда уверен: он любим и ценен для своих родителей.
Так же причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть также кризисы нормального развития трех и семи лет; неадекватный тип воспитания в семье и, наконец, уже сформировавшиеся негативные личностные особенности самого ребенка.
В работе с родителями воспитатель (психолог) должен познакомить их с причинами и психологическим содержанием возникшего кризиса, подчеркнув его закономерный и прогрессивный характер; дать рекомендации по перестройке системы отношении с ребенком в соответствии с возрастанием его возможностей и потребностей.
Среди причин непонимания родителями своих детей можно назвать неумение выделить мотивы поведения ребенка, лежащие в основе нарушения дисциплины. Американский психолог Р. Дрейкурс выделяет четыре наиболее существенные причины: ребенок хочет обратить на себя внимание; не хочет подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними; мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен; демонстративно показывает, что он ни на что не способен и пусть его оставят в покое.
Коррекция семейного воспитанияв родительских группах предполагает реконструкцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, повышает уверенность родителей в своих родительских ролях и воспитательных возможностях, повышает взаимопонимание между супругами.
Основной метод работы - создание специфических групповых форм и правил поведения, а также моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Здесь широко используются такие приемы, как разыгрывание ситуаций взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми, а также приемы психогимнастики и невербального общения. Большую информацию о работе семейных групп дают сочинения "Портрет моего ребенка", которые пишут родители в самом начале и в самом конце работы.
Специалист проводит и индивидуальную работу с родителями по конкретным проблемам воспитания детей, знакомит их с особенностями личностного развития ребенка дошкольного возраста. Педагог-психолог разъясняет родителям своеобразие воспитательных воздействий, учитывающее индивидуальные особенности развития детей разного возраста в одной семье.
Любить каждого надо так, как ему необходимо: одним нравятся выразительные проявления родительской любви к ним, они ощущают потребность в присутствии родителей; другим необходима любовь, обеспечивающая возможность проявления самостоятельности.
Вопрос №15