Методы и приёмы работы с баснями как материалом, формирующем систему ценностей школьников
Решение проблемы заложено уже в самом названии, где чтение и литература являются равноположенными процессами, которые с самого начала вводятся как равноправные стороны обучения. Отличительная особенность данного курса заключается в том, что чтение в период начального обучения выступает в качестве самостоятельного направления, так как постановка, формирование навыка чтения, доведение его до естественного процесса, позволяющего полноценно воспринимать литературный текст и книгу, служат решением специфической задачи, выделяющий данный период как органическую часть последующего курса литературного чтения. Полноценность процесса освоения литературы на всем протяжении начального обучения обеспечивается за счет методических средств, главное из которых – совместная деятельность ученика и учителя как читателей, где роль учителя – координация тех сторон читательской подготовленности, которые находятся в стадии становления учащегося-читателя [5].
Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель-помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такого вида деятельности, которое позволяет воспринимать текст , читать вслух, молча, выразительно, выборочно, подробно изучать текст или только познакомиться с ним; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смыслового содержания иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и
т. д.; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст, т. е. уметь рассказать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или проецировании на себя ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Однако, чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для чтения. Главной - организация читательского окружения, материал для чтения, направляющее развитие читательской деятельности [8].
Другими, не менее важными условиями являются:
1. принципы подхода к литературному произведению;
2. подготовленность учителей;
В центре уроков чтения и литературы стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке литературы, в том числе на уроке чтения в начальной школе не является средством решения разнообразных педагогических задач, формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью, он самоценен [10]. В рамках создающегося нового для начальной школы учебного предмета - литература - художественная словесность становится центром изучения и освоения. Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных задач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности. Приоритетным для нового учебного предмета становятся задачи-развития культуры художественного восприятия и отражения окружающего мира, интереса к чтению, воспитания художественного вкуса.
Цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературного произведения [16]. Все же остальные задачи - развивающие и воспитывающие - решаются опосредованно, через ведущую. Новый взгляд на уроки литературы в начальной школе предполагает отказ от наивно-реалистического отношения к литературе и к искусству в целом. Восприятие художественного произведения не может быть сведен к воссозданию описываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания учащихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и размышление по данному поводу. Функция виртуальной реальности, присущая художественному произведению, позволяет моделировать развитие описываемой ситуации. Тем самым способствует более глубокому осознанию идеи, сюжета и форм художественной выразительности. Сказанное предъявляет особые требования к отбору художественных произведений. Это должны быть полноценные в художественном отношении произведения детской литературы, написанные как специально для детей, так и адаптированные для детского чтения, фольклора, изучаемые целостно, а не фрагментарно, как это практиковалось до недавнего времени. Только изучение художественного произведения целиком позволяет усвоить условность изображаемой действительности, своеобразие авторской манеры, специфику варьируемого сюжета.
Концептуально, новый подход к урокам чтения. и литературы в начальной школе порождает требование пересмотра курса детской литературы при подготовке будущего учителя [22]. Традиционно литература рассматривалась в историческом плане, как история литературы. Однако уже давно отмечалось несовершенство данного метода, особенно если учесть, что детская литература изучалась в отрыве от истории общей литературы. Линейное расположение изучаемого материала, не позволяло увидеть общее и специфическое в развитии литературы для детей, получить целостное восприятие литературного процесса. Опираясь на принципы включения литературных произведений в программу для чтения и литературы в начальной школе художественно-эстетический, жанровый и авторский эмоционально-эстетический, ценностно-ориентировочный., системности и преемственности, целесообразно курс вузовского изучения детской литературы строить на основе жанрово-хронологическом.
Хронология помогает проследить становление и развитие литературного процесса для детей, а жанровая характеристика - дефилировать фольклорную и авторскую точки зрения на те или иные описываемые ситуации. Деление на фольклорный и литературный материал устанавливает не только различия в миропонимании, но и в используемых средствах образной выразительности, привлечение которых служит самым разнообразным задачам: философским, художественным, прагматическим. Наиболее ярко необходимость подобного деления проявляется при анализе басен - народных, авторских зарубежных, русских и советских.
Задача учителя – показать учащимся, что “басня недаром молвится", что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Работая с баснями, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.
Как вы понимаете эту басню?
Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием басни?
Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации?
Как бы поступили вы?
Почему?
Постичь басни - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к басням Крылова художника А. Елисеева; выставку книг ( В. П. Аникин "К мудрости ступенька", Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б. В. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть", Г. А. Галичев "О баснях", сборники басен, книги В. И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о баснях:
Басни - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль) [2].
Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой) [21].
В простоте слова - самая великая мудрость. Басни и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький) [11].
Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся.
Басни помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Они охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение басен в жизни людей. Это и послужило причиной их возникновения:
Недаром говорится, что басня ко всему пригодится.
Басня - всем делам помощница.
Без басни не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, басни использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: “Басня имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [23].
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику басен как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации [28]. Использование в работе с баснями картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла басни, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к басням расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
После такого рода подготовительной работы сопоставление басен и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
Стремясь к наиболее яркой выразительности, басня довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль басен, их содержание. Например:
В лесу лес неровен, в миру - люди.
“Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?" - спрашивает учитель. “Ели, сосны, березы, дубы, осины и др. " - отвечают дети.
- Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).
- Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.
В работе над сравнениями в баснях используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите басни, подобрав к ним соответствующе сравнения:
1. Друг неиспытанный, что...
2. Дурную славу нажить, как...
3. За старой головой, как...
4. Красавица без ума, что...
5. Красна девка в хороводе, что...
6. Ласковое слово, что...
Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.
При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости слова.
В басне проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть басня характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне.
Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в басне важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он предлагал такой вид работы с баснями - учитель лишь намекал на басню, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали басню [15].
Или такое задание: восстановите басни, вставляя пропущенные прилагательные:
За (какой?) головой, как за каменной стеной. .
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
(Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в баснях. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной [9]. Постичь смысл басни - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности [13].
Говоря о содержательной стороне басен, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: басни утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию басен, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те басни, которые обладают, по меткому определению Ушинского, “живописностью формы и поэтичностью духа" [16].
Количество басен, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 3-5. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
Тестовые и дополнительные задания. Что проверяем, чему обучаем.
И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак".
1. Содержание этой басни:
а) сказочно;
б) аллегорично;
в) правдоподобно. Знание и понимание
особенностей басни
2. Мораль басни содержится:
а) в первых трех строках;
б) в последней строке;
в) в предпоследней строке. Знание особенностей басни
и понимание идеи
3. Автор басни стремится показать:
а) различия между животными;
б) нежелание трудиться;
в) необходимость единства
при выполнении общего дела. Понимание авторской,
позиции, умение ее выявить
4. Мораль басни подтверждается тем, что:
а) "воз и ныне там";
б) животные взялись за
непосильное для
них дело;
в) животные потянули воз в разные стороны. Понимание того, как
выражается идея.
5. Мораль в басне это:
а) ее краткое содержание;
б) нравоучительный вывод
из рассказанного;
в) объяснение происходящего в басне. Знание теории литературы,
понятие “мораль басни".
6. Задача басни:
а) объяснить на доступном
примере сложную проблему;
б) преподать нравственный
урок;
в) изложить житейскую мудрость. Понимание целенаправленности басни.