Три стадии нравственного развития личности (Колберг С.), их характеристика. Задачи нравственного воспитания личности, позволяющие предотвратить аморальные поступки
· Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.
· Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.
· Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
· Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.
· Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.
· Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.
· Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
· Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
· Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.
· Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.
· Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).
· Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.
· По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.
· Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей. Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.
· Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков — внесла весомый вклад в психологию развития человека.
Нравственное воспитание – это основная составляющая в формировании личности, потому как этические принципы являются регулятором взаимоотношений между людьми, проникают во все сферы жизни, формируют сознание и определяют поведение людей. Главная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: заботу о родителях и близких, дружбу, милосердие, честность и др.
Данный процесс является двусторонним и заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении.
В нашем обществе всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора, поэтому нравственное воспитание личности студента является одной из главных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что оно направленно на целостное формирование и развитие личности студента, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
В течение всего образовательного процесса учебное заведение формирует у студента чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества преподаватели превратили во внутренние стимулы личности каждого студента, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Главной целью нравственного воспитания является личность, которая обладает такими качествами как:
- высокое чувство ответственности за собственную деятельность; высокий уровень нравственных знаний;
- наличие потребностей выполнения нравственных норм, привычек и навыков;
- стремление к созданию результатов, которые принесут благо другим людям;
- личностные отношения к выполняемым действиям, единство нравственного сознания и поведения, когда значение нравственных норм проявляется в учебной деятельности как целеустремленность, ответственность, способность к моральной рефлексии.
Люди, являясь членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Поэтому в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизнедеятельности. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, указания и уставы.
Когда же человек нарушает этические нормы, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения, упрёки, моральное порицание, и общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Получается, что соблюдение этических норм основывается не на принуждении, а на сознательности самого человека, на его понимание этих норм и необходимости их соблюдения. Следование этическим правилам, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же данных правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого и побуждает человека вести себя в соответствии с этическими требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и его моральное развитие.
Приоритетной целью нравственного воспитания студентов является обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей, формирования у обучающихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли. Основные задачи, которым должны следовать преподаватели в нравственном воспитании студента, таковы:
- воспитание гуманизма, благосклонного отношения к людям, умения сочетать свои интересы с общественными;
- воспитание принципиальности, честности;
- воспитание ответственного отношения;
- воспитание культуры поведения, культуры общения;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- развитие желания знать, понимать и действовать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;