Педагогический процесс как динамическая педагогическая система, его сущность, основные характеристики

Слово процесс латинского происхождения («процессус») оно означает «движение вперед», «изменение». Т.е. процессом называются явления, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний, приводящая в свою очередь к смене стадий развития. Проведем анализ и обсуждение различных определений педагогического процесса – табл.1

Таблица 1

Сущность понятия «педагогический процесс»

Автор Сущность педагогического процесса
В.Н. Садовский Педагогический процесс, то есть последовательная смена состояний, непрерывные действия в целях развития личности, группы, коллектива.
Королев Ф.Ф. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся с целью решения задач образования.
Сластенин В. А. Педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Подласый И. П. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Юдин Э. Г. Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Как видим, любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена состояний есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Таким образом, проанализировав мнения ученых, мы пришли к выводы, что педагогический процесс - это специально организованное, це­ленаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, на­правленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются глав­ными компонентами педагогического процесса.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опы­та, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в спе­циально организованных условиях при наличии хорошей матери­альной базы, включающей разнообразные педагогические сред­ства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержатель­ной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающе­го в любой педагогической системе.

В последние годы в психологической и педагогической литературе наряду с понятие педагогическая система появи­лось понятие «процессная система». По мнению В.С.Лазарева, процесс­ная система — совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограни­чений и обратной связи. На рисунке 1 представлена модель такой системы. Рассмотрим ее. Так, «вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соеди­нению которых протекает процесс и которые в этом процессе претер­певают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса. Причем «выход» де­лится на основной и побочный.

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система, его сущность, основные характеристики - student2.ru

Рис. 1. Модель процессной системы[14]

«Процесс» же определяется отношением между входом и выходом. В лю­бой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечи­вающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы сис­темы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечива­ет соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изме­нения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанав­ливающих требования большей системы к выходу данной системы.

Системообразующим фактором педагогического процесса высту­пает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагоги­ческая система организуется с ориентацией на цели воспитания и обучения, а для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педаго­гического процесса, по которой только и можно судить о его те­чении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать все­ми существенными признаками педагогического процесса; яв­ляться общей при реализации любых педагогических целей; на­блюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реаль­ном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей прида­ет взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуа­ция, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осу­ществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педа­гогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а вос­питанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения едини­цей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и вос­питанников с определенной целью.

Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживать­ся при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педаго­гического процесса, стремясь к его наименьшей единице, мож­но считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и страте­гических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблю­дением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

- анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

- проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

- осуществления плана решения задачи на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

- анализа результатов решения.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в ре­зультате научно обоснованного разрешения объективных и свое­временного осознания и устранения субъективных педагогичес­ких противоречий, являющихся следствием ошибочных педаго­гических решений. Наиболее общим внутренним противоречием объективного ха­рактера, определяющим движение педагогического процесса, явля­ется несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем тре­бованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к на­меченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и да­леких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их кон­кретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние годы в связи с демократизацией образования вы­явилось главное внутреннее противоречие педагогического про­цесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответст­вие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и лич­ностью; между сложными явлениями общественной жизни и не­достатком детского опыта для их понимания; между стремитель­но нарастающим потоком информации и возможностями учеб­но-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее фор­мированию, односторонностью педагогического процесса; меж­ду отставанием процесса генерализации знаний и умений и на­растающей необходимостью применять преимущественно обоб­щенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным ха­рактером организации педагогического процесса; между опреде­ляющим значением деятельности в развитии личности и установ­ками преимущественно на словесное воспитание; между возрас­тающей ролью гуманитарных предметов в гражданском станов­лении человека и тенденцией к технократизации педагогическо­го процесса и др.

Как мы уже отмечали ранее, педагогическое взаимодействие является универсальной харак­теристикой педагогического процесса. Оно значительно шире ка­тегории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практи­ки обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "уче­ник - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отно­шение "воспитанник - объект усвоения".

Таким образом, педагогический про­цесс как частный случай социального отношения выражает вза­имодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодейст­вий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрос­лыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения вос­питанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодей­ствия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружаю­щими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть пря­мые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, ха­рактеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: ак­тивное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Таким образом, педагогический процесс - это не просто совокупность определенных компонентов, а сложная система взаимосвязанных составных частей. Каждая из этих частей, в свою очередь, является тоже системой, но уже второго порядка (более низкого уровня). По своей структуре она может состоять из систем третьего уровня (порядка) и т.д. В соответствии с ним всякий объект как система обладает такими характеристиками: 1) компоненты системы; 2) структура системы (взаимное расположение и взаимодействие компонентов); 3) функции системы; 4) факторы, объединяющие систему (интегративные факторы).

Педагогическое взаимодействие осуществляется в различных видах деятельности – учении, игре, общении, труде. Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе, разнообразны: "ученик-ученик", "ученик-ученический коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся-усваиваемые ими опыт (объект усвоения)" и т.д. При этом основным отношением для педагогического процесса является взаимосвязь обучающийся – педагог или точнее "деятельность педагога - деятельность обучающегося" (именно эта взаимосвязь обеспечивает взаимодействие между педагогом и ребенком). Однако, поскольку результатом педагогического процесса являются усвоенный воспитанником опыт (ЗУНы, компетенции), то и результат взаимодействия в конечном итоге определяется по отношению "обучающийся - объект усвоения".Это определяет специфику педагогических задач, которые могут быть решены только посредством руководимой педагогом собственной деятельности детей.

Таким образом, главная особенность педагогической задачи состоит в том, что результатом её решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определённых свойств, качеств, овладение способами действия. Т.е. участники педагогического взаимодействия должны быть активны, что и позволяет говорить о них как о субъектах педагогического взаимодействия, влияющих на его ход и результаты.

Как видим, в педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. Мы под педагогическим процессом будем понимать развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

Наши рекомендации