Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получилаклассно-урочная система обучения,которую отличают следующие особенности:
· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки (класс);
· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
· каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
· постоянное чередование уроков (расписание);
· руководящая роль учителя (педагогическое управление);
· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7.Эффективное использование педагогических средств.
8. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
9.Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
11. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать.
К дидактическим(или образовательным) требованиямурокаотносятся:
· четкое определение образовательных задач каждого урока:
· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
· творческий подход к формированию структуры урока;
· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
· научный расчет и мастерство урока.
Воспитательные требованияк уроку включают:
· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование у них жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К развивающим требованиям, постоянно реализуемым на всех уроках, относятся:
· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Существуют следующие главные типы уроков:
1) изучения новых знаний;
2) формирования новых умений;
3) обобщения и систематизации изученного;
4) закрепления знаний и умений;
5) комбинированные;
6) контроля и коррекции знаний и умений;
7) практического применения знаний и умений.
В настоящее время в большинстве случаев используются комбинированный урок