Воспитательная система школы А. Тубельского

(«Школа самоопределе­ния»)

Это авторская школа, в которой реализуются принципы личностно-ориентированного образования.

Цель школы – придание личностного смысла учебному материалу и дидактическому процессу.

Своеобразие начальной (младшей) ступени школы: педагоги не ставят цель как можно раньше сформировать у детей строгие научные понятия об окружающем мире, ибо нет смысла заставлять заучивать огромный массив научных терминов. Главное, чтобы знания стали «своими» для ребенка. Большое значение придается рефлексивному аспекту обучения, для чего на каждом занятии обсуждается, что ребенок приобрел для себя, что понял про себя и про окружающий мир. То есть необходимо пробуждать мысль, стимулировать ребенка к приращению личного опыта. В процессе обучения задаются такие учебные ситуации, в которых ребенок строит свой собственный образ. Важнее не знания как таковые, а понимание ребенком, что дает ему та или иная наука.

На младшей и средней ступенях Школы самоопределения существует метод погружений: один предмет изучается в течение целой недели; при этом дети проходят через следующие этапы: воспроизведение уже изученного материала; обсуждение планов всего погружения (например, последовательное и параллельное соединение проводников – это законы электрического тока); выбор индивидуальных учебных тем; учет самим ребенком своих пробелов; самостоятельная работа над той или иной проблемой, темой (здесь учитель выступает в роли консультанта); представление всему коллективу своей работы и ее детальное обсуждение (при этом осуществляются самопроверка и самооценка).

В школе Тубельского существует пространство не только учебной деятельности, но и игровой, трудовой, правовой, художественно-творческой деятельности. Разработана своя Конституция. В перспективе педагоги предусматривают отход от классно-урочной системы и переход к среде, пространству, наполненному людьми и материальными и знаковыми объектами для пробы сил учащихся. Это будет пространство возможностей ребенка.

Старшая школа существует для тех, кто пришел сюда добровольно, с целью получить среднее образование. В старшей школе изучается только несколько обязательных предметов, направленных на формирование базовых умений:

– умение выражать себя в письменном виде (предмет – словесность);

– представление об обществе, в котором живешь, и своем месте в нем (это обществоведение);

– умение владеть своим телом (это не формальная сдача норм, а формирование реальных умений быть здоровым и красивым);

– трудовая подготовка.

Все остальные предметы изучаются по выбору учащихся в предметных мастерских. Мастерские выполняют задачу освоения способов работы, деятельности в той или иной области. Например, блок естественнонаучных дисциплин – это выдвижение гипотез, экспериментальная работа и теоретическое осмысление результатов эксперимента. В области художественного творчества – это деятельность, способствующая развитию рук и души. Ведущего мастера выбирают ученики; мастер не знает ответа на все вопросы, но он готов вместе с ребенком искать ответы.

Воспитательные системы школ
г. Владимира и Владимирской области

1. Воспитательная система средней общеобразовательной школы № 36 г. Владимира. Осуществляет духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся. В старших классах введен спецкурс «Русский офицерский корпус – неотъемлемая часть русской культуры».

2. Воспитательная система средней общеобразовательной школы № 25. В средней ступени (8–9 классы) осуществляется предпрофильная дифференциация; в старшей ступени – профильная дифференциация в классах довузовской подготовки: инженерно-техническом, медицинском, гуманитарном, социально-экономическом и общеобразовательном. Это школа адаптивного типа, базовая идея которой – совместное обучение одаренных и обычных детей, индивидуальный подход к учащимся.

Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Школа стремится максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Такая модель помогает воплотить в жизнь продуктивную идею вариативности образования[7].

3. Воспитательная система муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия № 23 имени А.Г. Столетова» г. Владимира. С апреля 2004 года гимназия является областной экспериментальной площадкой по теме: «Пути и средства развития аксиологической культуры учителей и учащихся в гимназии». Базовая идея ВСШ – интеграция образовательного и воспитательного потенциала гимназии через создание общегимназического детского объединения, а также через разработку во внеурочной сфере различных форм организации познавательного творчества учащихся на основе коллективной длительной игры.

4. Воспитательная система муниципальной общеобразовательной школы-лицея интернат №1 г. Владимира. Основная идея – взаимообогащающее взаимодействие и личностное развитие лицеистов (10–11 классы) и учащихся интернатных (1-9-й) классов, объединенных в условиях школы-интерната.

5. Белореченская школа Кольчугинского района – воспитательная система школы клубного типа.

6. Воспитательная система Копнинской основной общеобразовательной школы. Базовая идея – эколого-трудовое обучение и воспитание.

7. Воспитательная система Першинской сельской школы Киржачского района – эколого-краеведческое направление воспитательной деятельности.

8. Воспитательная система Симской средней школы Юрьев-Польского района – эколого-краеведческое направление воспитательной деятельности.

9. Воспитательная система Бутылицкой школы Меленковского района. Базовая идея – трудовое воспитание школьников на основе развития фермерского хозяйства.

10. Воспитательная система Малышевской школы Муромского района. Здоровьесберегаю­щие технологии в педагогическом процессе.

11. Воспитательная система средней общеобразовательной школы № 5 г. Кольчугина. Ученическое самоуправление как системообразующий компонент ВСШ.

12. Воспитательная система средней общеобразовательной школы №4 г. Гусь-Хрустального. Проектная деятельность школьников; формирование гражданской позиции.

13. Воспитательные системы средних общеобразовательных школ №2 г. Вязники, №9 г. Коврова и Марковской средней школы Петушинского района – ВСШ культурологического типа.

14. Воспитательная система Буторлинской средней общеобразовательной школы Вязниковского района: ее статус – «красивая школа» (эстетизация среды, озеленение, теплицы, цветники).

15. Воспитательная система Лесниковской средней общеобразовательной школы Гусь-Хрустального района. Базовая идея – трудовое и экономическое воспитание (маркетинговые технологии в экономической игре).

16. Воспитательная система Данутинской средней общеобразовательной школы Киржачского района. Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций.

17. Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения №127 г. Владимира. Базовая идея – дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек на основе отечественных культурных традиций.

18. Центр внешкольной работы округа Вязники. Воспитание на основе народных традиций.

19. Воспитательные системы школы православных гимназий (г. Владимир, г. Суздаль, г. Гусь-Хрустальный, г. Вязники, г. Ковров и г. Петушки). Основная идея – высокий научный уровень современного образования в сочетании с духовно-нравственным воспитанием детей на основе православных ценностей.

Приложение 9

РУССКАЯ ШКОЛА
(тезисное изложение авторской концепции
Константина Дмитриевича Ушинского, 1824 – 1870)

1. Подлинное образование должно быть основано на христианских ценностях. «В классическом мире (в Древней Греции и Древнем Риме. – Н.Д.) нет для нас образовательной, педагогической силы», так как языческие учения философов Аристотеля, Сенеки и других содержали массу серьезных заблуждений.

2. «Дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви». «Нельзя построить воспитание ни на чем другом, кроме религии; …без религиозного цемента… нечем будет скрепить всех разрозненных педагогических действий, и с потерей высшей цели жизни само воспитание утратит свою цель».

3. Теоретическая основа русской школы – педагогическая антропология, в основе которой – союз религии и науки (только они «могут открыть пищу бессмертному духу человека»).

4. Русская школа должна быть народной школой, воспитывающей патриотов Отечества. В основе содержания школьного образования и патриархального семейного воспитания должны лежать духовные ценности христианства. В народной школе ребенок получает первоначальное воспитание, которое должно открыть его зрение, слух, душу и сердце урокам великих наставников человечества: природы, жизни, науки и христианской религии.

5. Учитель должен быть искренним христианином, владеющим педагогической антропологией и учитывающим в воспитании возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

6. Основой русской школы является труд (физический и умственный). «Труд есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или иной истинно христианской цели в жизни».

7. В ходе учения необходимо «зажечь в ребенке жажду серьезного труда», главным образом – через творческую деятельность.

8. Православное воспитание в школе не должно ограничиться только специальным предметом «Закон Божий», но – войти в содержание всех учебных предметов.

9. Для подлинного духовного развития надо выбирать не классические языки или иностранные языки, а родной язык: «Изучением родного слова мы вводим дитя в дух народа, создание его многовековой жизни, в тот единственный живой ключ, из которого бьет всякая сила и всякая поэзия».

10. Русская школа строится на фундаменте общинной русской культуры (мир города и мир деревни; единство и близость фольклора, а также народной морали, дворянской и разночинной литературы и музыки ХIХ века; труд земледельца и ремесленника).

11. Школа должна быть русской (национальной), а дух школы должен быть православным.

Приложение 10

Лекция на тему

«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «РУССКАЯ ШКОЛА»
КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ»[8]

Реальность современного мира сопряжена с тревогой о будущем. Чело­вечество находится в системном кризисе, одной из главных причин которого является игнорирование духовной составляющей культуры. Материальная сторона культуры развивается быстрее, чем духовная; равновесие между ни­ми нарушилось.

На этом фоне анализ человеческого бытия приобретает в нашу эпоху особую значимость в вопросе выработки духовной ориентации человека, в поиске смысла жизни человека и его назначения. Отечественные философы, педагоги, ученые, пытаясь определить пути развития общества и человека, отмечают тот факт, что без системы образования, оптимально отвечающей нынешней ситуации, не решить многих проблем человеческого общества, будущее которого формируется в современной школе.

К тому же процессы глобализации заставляют человека задуматься о национальном самоопределении, об осознании своей роли в исторической судьбе Отечества и цивилизации, о возвращении к своим духовно-национальным истокам.

Важность национального образования для развития личности отмеча­лась и в докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века. В условиях глобализации обостряются противоречия между цивилизациями и национальными культурами, между культурными традициями и новыми технологиями в образовании, между материальной и духовной сторонами культуры. Подрывается духовно-нравственная сфера личности. Отсюда совершенно очевидно, что становление человека в системе современного образования не может идти с ориентацией лишь на научное знание, которое хотя и является важным компонентом культуры человече­ского сообщества, но представляется далеко не единственной его частью.

Образование должно быть направлено на духовно-нравственное воспи­тание человека.

Некоторые технологии нового содержания образования уже введены в практику российской школы: школы «диалога культур», «пилотные школы XXI века», школы с этнокультурным компонентом, «педагогика успеха», «му­зейная педагогика» и т.п.

Особый интерес в национальном образовании представляет мо­дель «Русская школа», ставящая решение духовно-нравственных проблем образования в приоритетную позицию.

В условиях системного кризиса, проявляющегося на уровне конфликта ценностей традиционного уклада и необходимости модернизации в жизни современного российского общества, модель «Русская школа» представляет возможность корректного разрешения этого противоречия в педагогике.

У истоков разработки модели (1990-1993 гг.) стояли Гончаров И.Ф., Белозерцев Е.П., Троицкий В.Ю., Погодина Л.Н. За основу были приняты принципы К.Д.Ушинского, считавшего, что человек должен познавать свои «духовно-нравственные ценности в историческом развитии народа».

Модель «Русская школа» глубоко укоренена в истории и культуре Рос­сии и населяющих ее народов. Проблема создания националь­ной школы в России стала актуальной в XVIII веке во время масштабной и во многом на­сильственной европеизации. Свою лепту в разрешение этой проблемы вне­сли многие выдающиеся деятели отечественной истории и культуры. В их числе ученые XVIII-XIX столетий: М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов и многие другие. В XX столетии свое положительное отношение к раз­решению этого вопроса высказали философы и педагоги И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, А.И.Солженицын и т.д.

При разработке концептуальных положений о Русской школе как региональной модели национально-ориентированного воспитания и образования учитывались общепедагогические принципы с учетом специфики модели «Русская школа».

1. Принципкультуросообразности, т.е. соответствия содержания обра­зования культурно-историческим и духовным традициям страны проживания ребенка. Он является основополагающим в создании региональной модели на­ционально-ориентированного образования и системы духовно-нравственного воспитания.

Этот принцип исходит из норм международного права, являющихся в соответствии с Конституцией России приоритетными в правовой системе Российской Федерации. Статья 29 «Конвенции о правах ребенка» раскрывает содержание образования, которое должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и цен­ностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, стране его проживания и к цивилизациям, отличным от его собственной...».

Задача системы образования заключается в том, чтобы ввести ребенка в мир культуры и сделать его не только человеком культуры, но культурным человеком. В рамках России понятие национальные ценности тождественно понятию христианские ценности, учитывая государственное и культурообразующее значение Православия в истории России.

Содержание учебного материала должно содействовать воспитанию у учащихся государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений уважения к пра­вославию как к традиционной религии государствообразующего русского народа, а также как к традиционной религии других коренных народов России – чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, карелов, коми, коми-пермяков, якутов и т.д., способствовать знанию общественных норм поведения, основанных на системе христианских ценностей. Актуальной эта проблема является и во Владимирской области, одном из православных духовных центров России, для которой характерны удивительная насыщенность пространства памятниками истории и культуры. Это различные типы уникальных исторических территорий: монастыри (Боголюбовский, Стефано–Махрищский близ Александрова, Троице–Никольский в Гороховце, Спасо–Преображенский и Троицкий в Муроме, Лукианова пустынь и Смоленская Зосимова пустынь и др.), малые города (Суздаль, Гороховец, Вязники и др.), исторические села и деревни (Кидекша, Сима…), сельские и городские усадьбы (имение Храповицких в Муромцеве…), исторические центры городов (Владимир, Муром…), древние исторические пути (Владимирка, Стромынка…), природные охраняемые территории (Боголюбовский луг…).

В каталог памятников включены сведения о 3439 памятниках; среди них в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Рождественский собор и палаты Андрея Боголюбского (1158 – 1165 гг.), Золотые ворота (1164), Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире (XII век), Рождественский собор в Суздале (1225) и др.

К числу важнейших символов Владимирского края относятся чудотворные иконы: образ Владимирской Божией Матери (XII в.), образ Боголюбской Божией Матери (XII в.) и образ Максимовской Божией Матери (1299 г.), а также герб и флаги городов области.

В течение своего тысячелетнего развития традиции православной педагогики во Владимирском крае приобрели свои особые черты, к которым относятся:

– традиции патриотического и социального служения;

– семейного и нравственного воспитания;

– духовно-художественное творчество как реализация творческого начала человеческой личности;

– открытости лучшим достижениям педагогической мысли и присутствие «столичной» компоненты в содержании образования;

– внимание к внутреннему миру ребенка и трезвая оценка своих педагогических усилий.

2. Принцип природосообразности исходит из необходимости учиты­вать научные принципы в понимании процессов развития человека и его вос­питания. В то же время следует понимать, что проблема человека может быть корректно разрешена только в рамках системного знания о нём, включающего в себя научные и вненаучные знания.

Проблема человека является центральной в педагогике. От того, как мы представляем человека, определяем его статус, зависят цели, реализуемые в нашей педагогической деятельности. В различных культурах и философско-религиозных системах раскрываются различные образы человека, сопряжен­ные с картиной мира, осваиваемого и преобразуемого человеком. Различные культуры дают различные образы человека. В православной христианской культуре в человеческом существе различаются три реальности – дух, душа и тело. Эти составляющие находятся в иерархической взаимосвязи. Опреде­ляющим статус человека является его духовное положение, подчиняющее себе душевную и телесную жизнь человеческого существа.

3. Принципы светского характера образования и свободы совести являются основополагающими в государственной политике в области образования и должны учитываться при реализации концептуальных положений о школе как национальном доме и создании на ее основе системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях различного типа.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации означает, что «в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах». Таким образом, понятие «светский» не тождественно понятию «ма­териалистический» или «нерелигиозный». «Светский» означает «граждан­ский». Это подход, ориентированный на создание гражданского общества, в котором не ущемляются права людей по мировоззренческому принципу. Он не должен быть вос­принят как запрет на информацию о религии. Статья 13 «Конвенции о правах ребенка» гарантирует право «свободу искать, получать и передавать ин­формацию и идеи...». Создание системы духовно-нравственного воспитания, ориентированного на традиционные духовные ценности российского обще­ства, является способом подлинной реализации принципа свободы совести в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Принцип диалогизма или взаимодействия субъектов социокуль­турного пространства способствует реализации указанных выше принци­пов культуросообразности и свободы совести. Воспитательное и образова­тельное пространство едино, т.к. целостна личность ребенка, а система обра­зования – часть этого пространства, включающего в себя общество и се­мью.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществ­ления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отноше­ний ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Исходя из перечисленных принципов меняется содержание образования. Очевидно, что ядро содержания образования должно позитивно влиять на развитие ребенка и включать следующее:

– филологию (русский язык, иностранные языки, письменность, литерату­ра, выразительное русское слово, теория языка);

– математику (с эстетическими и фольклорными элементами преподава­ния);

– искусство (ИЗО и художественный труд, музыка, родная культура хореография, театр);

– естествознание;

– историю (интегрирование с историей Православия).

Содержание образования должно приобщать школьников к общекуль­турным и национально значимым ценностям, формировать качества, соот­ветствующие идеалам русской культуры. При этом вариативная часть учеб­ного плана должна обеспечить индивидуальный характер развития школьни­ков через факультативы, клубы по интересам, студии и т.п. Это позволит перейти к индивидуально-ориентированному содержанию образования.

Школа как национальный дом впитывает в себя все лучшее, что достиг­нуто в развитии русской школы, создает условия для формирования лично­сти на духовно-нравственной основе.

Реализация идеи национального дома связана с серьезным изучением ос­нов русской культуры, с возрождением семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с глубокой ответственностью перед Отечеством, с воспитанием личности, хорошо знающей и понимающей как свои национальные, народные основы, так и уважающей и ценящей всех лю­дей Земли, все страны и народы, причастной к общечеловеческим бедам и заботам.

Народность в обучении и воспитании раскроет школьникам генезис ис­торически выработанных взглядов и традиций, позволит органически увязать процессы школьного, семейного и социокультурного образования и воспита­ния, создать действительно «школу-дом» для ребенка. Изменения в содержании образования выразятся:

1) в синтезе обучения и воспитания в каждом школьном предмете, ста­новящемся средством формирования категорийных аспектов личности (образа ученика);

2) в проблемно-познавательном методе обучения;

3) в самовоспитании личности средствами родной культуры;

4) в интеграции научных и вненаучных знаний (к вненаучным относятся образно-художественные и философско-религиозные знания).

Естественно, что возможности каждого учебного предмета или блока предметов (эписистем) в выработке способа познания мира – различны. Од­нако единая философская база, единые категории личности (образа учаще­гося), единые принципы выводят нас на определение концептуальных ориен­тиров в преподавании предметов.

Реализация идеи национального дома через изменение содержания образования создаст такие условия, что школа, детерминированная состоя­нием социума, политическими, экономическими обстоятельствами, сама бу­дет способна оказывать существенное влияние на эти обстоятельства. В ней сформируется мировоззрение личности, оценивающей исторические и обще­ственные процессы с глубоко нравственных позиций. Такая личность способна не только наблюдать законы общества, но и «корректировать» их с позиции духовности и нравственности.

Приложение 11

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
КАК ВЕДУЩИЙ МИКРОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ[9]

Различного рода группы являются объектом психолого-педагогического анализа. Группа социальная – относитель­но устойчивая общность людей, свя­занных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которые от­личают группу от случайного объеди­нения людей, является способность участников включаться в согласован­ные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуаль­ные потребности. Группа, как правило, име­ет свои цели, символы, лозунги. При­надлежность к одной группе связана обычно с реализацией лишь некоторых потреб­ностей индивида; только определённая часть его жизненной активности прояв­ляется в рамках деятельности одной со­циальной группы.

Каждый человек входит в состав нескольких групп, и их число примерно соответствует объёму его жизнедеятельности, широте и разнооб­разию его интересов и потребностей. Понять развитие психологии индивида как личности можно только в свете ана­лиза истории его участия в различных, значимых для него группах.

Группы различа­ют по способу возникновения, длитель­ности существования, значению для че­ловека и ряду других признаков. По ко­личеству членов выделяют большие и малые группы. Преимущественное внима­ние в социально-психологических и психолого-педагогических исследова­ниях уделяется изучению малой (пер­вичной) группы, которая является ближай­шей средой формирования личности. По общественному статусу группы могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). Для каждого челове­ка существует т. н. референтная (эта­лонная) группа – реальная или воображае­мая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своём поведении. Для подростков рефе­рентная группа представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторите­том родителей и педагогов. Важно, что­бы нормы и идеалы референтной группы от­вечали нормам общественной морали. Главный фактор, объединяющий группу, – совме­стная деятельность.

Любая группа в рамках своего существования проходит различные стадии. Высшей стадией является коллектив. Социально значи­мая (общественно одобряемая) деятельность превращает группу в кол­лектив. Однако понятие «коллектив» часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает требованиям коллектива и должен рассматриваться как группа, т. е. любой коллектив представляет собой группу, но не каждая группа в своём развитии достигает уровня коллектива.

Приложение 12

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ[10]

Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматривать как первичную территорию социализации человека. Следующей за ней территорией социализа­ции можно считать ближайшее соседское окружение и группы сверстников.

Наши рекомендации