Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании

Глава XIV

Инновационные процессы в образовании. Авторские школы.

К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее…в первую очередь готовить систему образования для этого будущего. Ибо … именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

А. М. Новиков, академик РАО

 
1. Постановка вопроса.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 2. Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании.

 
3. Классификации инноваций.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 4. Критерии оценки педагогических инноваций.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 5. Авторская школа: понятие и классификация.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 6.Инновационные процессы в образовании: исторический

анализ.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 7. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 9. Задания для самостоятельной работы.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 10. Рефлексивный анализ.

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании - student2.ru 11. Литература.

Постановка вопроса

Прогресс, происходящий в науке, технике, культуре ведет к изменению во всех областях социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Причем скорость изменений возрастает, если раньше от идеи до внедрения проходили годы, то в последнее время этот промежуток сократился в разы. За время жизни одного поколения существенные изменения могут происходить неоднократно. Знания, информация становятся все более значимым фактором, менее значим капитал, очень мало значимый фактор – физическая работа. Поэтому характерной чертой нашего времени является инновационность. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [25, С. 56].

Возник этот термин в культурной антропологии более 100 лет назад, где означал перенос достижений одной культуры в другую в процессе торговли, обмена товарами. Из антропологии термин «инновация» проник в экономику, а затем и в педагогику, где тоже стали изучать изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся. Причем изменения в характере обучения и воспитания, проходящие в последние десятилетия в контексте глобальных образовательных тенденций, получили название «мегатенденций». К ним относятся: массовый характер образования и его непрерывность; значимость его как для индивида, так и для общества; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; ориентация обучения на личность учащихся и пр. [13, С.3].

Инновационные изменения в образовании происходят сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; разработка новых приемов, методов, форм и средств обучения; создание условий для самоопределения учащихся в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними и пр.

Актуализируем в этой связи некоторые базовые знания, необходимые для освоения инновационных процессов в образовании.

1. Как известно, в последние десятилетия наблюдается переход человечества в новую – постиндустриальную эпоху своего развития, следствием чего является смена образовательных парадигм. Сравните основные компоненты образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществе, заполнив следующую таблицу:

Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Ценности    
Мотивы    
Нормы    
Цели    
Позиции учителя и учащихся    

2. Кто из предложенного ниже списка является заказчиком образования раньше и сегодня? Какова их роль в определении целей образования. Ответ обоснуйте.

А. семья;

Б. человек;

В. государство;

Г. школа;

Д. человечество.

3. Какие цели образования были в индустриальном обществе? Какие предлагаются сегодня? Изменяют ли они образовательные стандарты, учебники, методы, формы и средства обучения, систему диагностики и контроля, если да, то как?

4. От чего зависит успешность изменений, внедрения нового в традиционную школу России? Какие проблемы при этом могут возникнуть?

Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании

Стержневым понятием в инновационной педагогике является понятие «новое». В словаре русского языка дается следующее определение этому понятию: новый – «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» [22, С.358] Из определения следует, что можно говорить о двух типах нового: впервые созданное новое, оно адекватно открытию; новое, имеющее примесь старого.

В научной литературе различают понятия новшество, нововведение, инновация. В определениях понятия "новшество", даваемых многими авторами, оно трактуется как изменение, но не всякое, а, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во- вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования.

В педагогической инноватике различают понятия новшество и нововведение. Нововведение - это целенаправленное продуктивное внесение изменений в систему или ее структуру, способствующее кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в другое, качественно новое. Из этого следует, что нововведение понимается как процесс внедрения новшества. Нововведение рассматривают в двух аспектах. Социальный аспект означает создание объективно нового продукта, социально значимого для общества. Результаты научных исследований выражаются в открытии объективно новых идей, процессов или явлений, значимых для общества.

Психологический аспект связан с созданием субъективно нового продукта, значимого для личности и ее роста. Результат, положительный педагогический эффект достигается за счет варьирования известных педагогических идей, технологий в новых сочетаниях [7, С. 275].

Уровень новшества в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Выделяют следующие уровни новшеств в образовании: усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности; рационализация (от лат. rationalis – разумный) - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач; модернизация (от фран. moderne - современный) - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы в соответствии с современными требованиями; эвристическое решение - отыскание нового способа решения известных педагогических проблем; создание и использование ранее неизвестных форм, методов и средств для решения актуальных педагогических задач; педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для решения актуальных педагогических задач; педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента [34, С. 28].

ЛазаревВалерий Семенович (1947) д-р пед. наук, профессор, академик РАО, специалист в области педагогической инноватики.

Наряду с рассмотренными выше понятиями используется термин инновация, который чаще всего трактуется как понятие, тождественное нововведению. Однако нельзя не согласиться с точкой зрения В.С.Лазарева и Б.П. Мартиросяна, что при этом возникают трудности разведения понятий "инновация" и "инновационный процесс", "нововведение" и "процесс нововведения". По их мнению, следует развести понимание процесса и его результата. Мы будем рассматривать нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение. Процесс перехода новшества в нововведение будем понимать как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, только его часть. Другая часть инновационного процесса – это процесс творения новшества, как потенциального нововведения, ведь всякое новшество кем-то и когда-то производится.

Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса. Таким образом, в общем случае инновационный процесс следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Это циклический процесс, который проходит следующие стадии: выявление потребности в изменении (выявление проблемы) - разработка идеи решения проблемы - разработка способа решения проблемы (новшества) - апробирование и экспертиза новшества - распространение новшества - освоение новшества (нововведение) - институализация нововведения.

Инновационный процесс протекает только благодаря тому, что люди совершают определенную инновационную деятельность. Инновационная деятельность - это особый вид деятельности. Ее назначение - изменение в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности, приведения ее в соответствие с теми задачами, которые перед ней стоят. Инновационную деятельность можно определить как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов [16].

Инновационный процесс имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). П.М. Поташник [24] выделяет следующую иерархию структур:

1) деятельностная структура – совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты;

2) субъектная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, учащихся, родителей, ученых, спонсоров, консультантов, экспертов, работников органов образования и пр.;

3) уровневая структура – инновационная деятельность на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

4) содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшества, результаты освоения;

ПоташникМарк Матусович (1941) д-р пед. наук, профессор, академик РАО, является автором трудов по проблемам развития школы.

5) структура жизненного цикла, выражается в этапности: возникновение (старт)- быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоение многими людьми) – рутинизация – кризис – иррадиация (модернизация новшества);

6) управленческая структура – взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль;

7) организационная структура включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий.

Инновационные процессы в силу своего единства могут значительно ускорить процессы обновления системы образования, поэтому изучение и реализация инновационных процессов все шире входит в систему образования на разных ее уровнях.

Наши рекомендации