Тема 11. Двигательный режим. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
Необходимость рационального двигательного режима для полноценного физического, умственного развития ребенка, укрепления здоровья детей. Объем, интенсивность, длительность физических нагрузок в течение дня. Модель двигательного режима в ДОУ. Многообразие форм работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и их взаимосвязь: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, гимнастика после сна, индивидуальная работа и занятия с подгруппами); активный отдых (каникулы, дни здоровья, туристические прогулки, праздники, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность); спортивные секции.
Тема 12. Организация и методика проведения физкультурных занятий в режиме дня детского сада.
Физкультурные занятия – основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям, их функционального совершенствования. Вариативные программы дошкольного образования и воспитания о месте физкультурных занятий в режиме дня, формах их проведения.
Задачи занятий: образовательные, воспитательные, оздоровительные, развивающие. Типы, содержание, структура,требования к отборуфизических упражнений. Методика проведения занятий с детьми разных возрастных групп. Организация обучения на занятиях, обеспечение физической нагрузки (рациональное использование оборудования, способов организации детей, темп). Приемы контроля: пульсометрия, шагометрия, хронометраж. Эмоциональная и психическая нагрузка. Способы ее регуляции, индивидуальный подход к детям. Музыка на занятиях.
Контроль за самочувствием и поведением детей. Анализ, диагностика и оценка выполнения физических упражнений детьми: активность, качественные и количественные показатели. Предупреждение травматизма, анализ и оценка проведенного занятия. Особенности проведения занятия на свежем воздухе, занятий-тренировок, занятий контрольно-учебного характера в разновозрастных группах.
Тема 13. Организация и методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Современные подходы к формам проведения. Обоснование требований к подбору физических упражнений для утренней разминки. Продолжительность комплексов, их смена. Методика проведения утренней разминки с детьми разных возрастных групп: организация детей, приемы проведения физических упражнений, дозировка физической нагрузки, работа над качеством выполнения физических упражнений, приемы регулирования дыхания. Гигиенические требования к условиям проведения разминки.
Особенности проведения гимнастики на свежем воздухе, в разновозрастных группах.
Физкультурные минуты и паузы. Их место в режиме дня, обоснование необходимости. Влияние на повышение умственной трудоспособности, улучшение функционального состояния организма.
Подбор физических упражнений, методика проведения.
Оздоровительная гимнастика после сна. Целесообразность сочетания физических упражнений, закаливающих процедур, массажа.
Требования к подбору физических упражнений, их направленность на формирование осанки, профилактику плоскостопия, улучшения функционального состояния организма. Последовательность, продолжительность, методика проведения физических упражнений, закаливающих процедур, массажа.
Тема 14. Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.
Самостоятельная двигательная активность – важное условие своевременного общего развития ребенка. Ее роль в обеспечении целесообразного двигательного режима, развитии моторики. Организация условий, побуждающих к активности, предварительная работа по обогащению двигательного опыта. Приемы создания интересакдвигательной деятельности, развитие творческой инициативы, умение самостоятельно играть небольшими группами. Влияние на выбор физических упражнений детьми и помощь при их выполнении.
Привлечение детей к созданию условий для выполнения физических упражнений. Центр физкультуры и здоровья в группе. Взаимообогащение двигательного опыта детей в процессе совместной деятельности. Наблюдение за самочувствием и поведением детей, обеспечение безопасности.
Подвижные игры, как самостоятельная форма организации физического воспитания. Подбор и дозировка с учетом педагогических задач, времени года, условий дошкольного учреждения, содержания предыдущей и последующей деятельности, подготовленности детей, места в режиме дня, повторности проведения.
Формы организации работы по физическому воспитанию на прогулке. Их соотношение и специфика проведения на свежем воздухе.
Раздел 3. Методическое руководство физическим воспитанием детей в дошкольных образовательных учреждениях и семье