Педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888–1939 гг.) – выдающийся советский педагог, руководитель колоний для беспризорных детей – колонии им. А.М. Горького под Полтавой (1920–1927 гг.) и коммуны
им. Ф.Э Дзержинского на окраине Харькова (1927–1937 гг.), теоретик и практик воспитания в коллективе. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
После окончания в 1917 г. с золотой медалью Полтавского учительского института А.С. Макаренко работал в городских школах, в течение 27 лет руководил учреждениями для несовершеннолетних правонарушителей.
Суть созданной им педагогической системы сам А.С. Макаренко выразил в тезисе «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему», в котором нашли отражение ведущие принципы: оптимизма и гуманизма.
Благодаря уникальной системе воспитания, которую А.С. Макаренко использовал в детских колониях, ему удалось перевоспитать более трех тысяч беспризорников, которые, выйдя в самостоятельную жизнь, стали достойными гражданами своей страны. Ядром этой системы воспитания стало формирование детского коллектива.
Разрабатывая концепцию детского коллектива, он дал его определение, обозначив его характерные признаки, выделил его основные типы (первичный и общий коллектив), установил закон оптимального количественного наполнения коллектива (первичный – 12–15 человек, общий – не более 500), произвел сечение первичного коллектива (действующий актив, «гниющий» актив, здоровый пассив, «шпана», «болото»), установил основной закон жизни коллектива – постоянное движение вперед, определил основные стадии развития коллектива. Своим опытом он доказал, что коллектив становится средством воспитания лишь на третьей стадии развития, когда требования воспитателя и актива становятся требованиями каждого воспитанника.
Цементом, скрепляющим коллектив, А.С. Макаренко считал традиции (абсолютное доверие дежурному командиру, «не пищать, быть всегда в мажоре»); самоуправление (общее собрание, совет командиров), которое позволяло каждому воспитаннику за время пребывания в колонии пройти через позиции исполнителя и организатора и тем самым овладеть опытом социальных отношений); детскую игру; совместный труд.
А.С. Макаренко не мыслил детского коллектива без труда на общую пользу. Формы детского труда были разными. Так, в колонии им. А.М. Горького широко использовалось самообслуживание, работа в мастерских, разнообразный сельскохозяйственный труд. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского воспитанники работали на новейших промышленных предприятиях по производству фотоаппаратов марки ФЭД и сверла. Это были самоокупаемые предприятия. Воспитанники своей работой окупали расходы на питание, одежду, экскурсии, посещение театра, шли отчисления на карманные расходы и сберкнижку, давали государству чистой прибыли в размере 5 млн. рублей. Выходя из коммуны, каждый воспитанник имел за плечами среднее образование, владел двумя–тремя рабочими профессиями, ему выдавали несколько комплектов одежды и постельного белья, сберкнижку.
А.С. Макаренко утверждал, что труд сам по себе не воспитывает. Труд будет воспитывающим, если он подчинен задачам учебно-воспитательного процесса, если труд детей включен в систему производственных отношений, если он тесно связан с их нравственным, гражданским воспитанием.
Большое внимание А.С. Макаренко уделил проблемам нравственного воспитания. Он обогатил классическую педагогику новой методикой нравственного воспитания: система перспективных линий, «переключение страстей», авансирование личности, принцип параллельного педагогического действия, опора на положительное, «атака в лоб», «обходное движение» и т.д.
Цель воспитания, считал А.С. Макаренко, «воспитать человека- творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства.., воспитать человека, который обязан быть счастливым». Оригинальный теоретик воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко был вместе с тем большим мастером гибкой индивидуальной работы с каждым воспитанником.
Существенное место в его педагогической системе занимала проблема семейного воспитания, поскольку он рассматривал семью как первичный коллектив, в котором начинается формирование личности ребенка. Он рассмотрел такие аспекты проблемы семейного воспитания, как структура семьи, общий и эмоциональный тон семьи, организация воспитания в семье, авторитет родителей и т.д. Главным условием семейного воспитания он считал «родительское уважение к семье, родительскую требовательность к себе, родительский контроль за каждым шагом».
Теоретические работы А.С. Макаренко, его огромный педагогический опыт оказали существенное влияние как на развитие педагогики, так и на становление смежных с ней дисциплин – социальной педагогики, педагогической психологии. Его творчество вызывало и вызывает восхищение и восторженную оценку зарубежных деятелей
(А. Барбюс, Р. Галь, А. Валлон, В. Гюнкель, Г. Нооль), которые отмечали, что на худшем человеческом материале он сумел добиться самых высоких результатов в воспитании. Многие положения и выводы
А.С. Макаренко сохраняют свой новаторский характер и в современных условиях: педагогическая роль разных социализирующих факторов, соотношение цели и средств воспитания, внешние и внутренние стимулы формирования коллектива и личности, основы педагогической логики и др.