Понятие и структура общения. Виды, этапы и средства общения
Общение — это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны:
• Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
• Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
Виды общения:
^ вербальное — невербальное;
^ контактное — дистантное;
^ непосредственное — опосредованное;
^ устное — письменное;
^ межличностное — массовое;
^ частное — официальное (деловое);
^ искреннее — манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
^ принцип качества информации (не ври);
^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
^ выражай мысль ясно и убедительно;
^ умей слушать и понять нужную мысль;
У умей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
^ появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
^ ориентировка в целях, в ситуации общения;
^ ориентировка в личности партнера;
^ планирование содержания общения (обычно бессознательно);
^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
^ восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
^ корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
— язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;
— интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
— мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
— позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
— взгляды, контакты глаз;
— жесты.
Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций — 38%, невербального взаимодействия —. 53%.
30. Понятие о конфликте и его функциях. Структура и виды конфликтов
Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.
Самые распространенные из конфликтов — это межличностные: между супругами, между родителями и детьми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.
Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличностные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно.
Функции конфликтов:
• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.
• Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений.
• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел.
• Функция эмоциональной разрядки — открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.
• Функция инновации — конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению.
• Профилактическая функция — своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.
Структурные элементы конфликта:
• Предмет конфликта — это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство.
• Конфликтная ситуация — совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.
• Инцидент — это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.
'Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
• Разрешение конфликта — это преодоление конфликтного поведения, конфликтных действий.
В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
Основные виды конфликтов:
• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.
• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.
• По формам столкновения: открытые и скрытые.
• По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные.
• По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.