Г- Р.М.Боскис Педагогическая классификация
Пед классификация детей с наруш слуха Р.М.Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи.
Теоретической основой классификации являются следующие положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушением слухового анализатора.
1. Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.
2. Для правильного понимания аномального развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т. е. взаимозависимость слуха и речи. Прямо-пропорциональная зависимость . чем хуже слух – тем хуже речь, Боскис доказывает и обратную зависимость: чем хуже речь - тем ребенок меньше использует остаточный слух
3. Зависимость речевого развития от ряда причин
- ст сниж слуха
- от времени потери слуха
- от педагогич условий
- от индивидуальных особ
4. Критерием оценки дефекта слуховой функции у ребенка является возможность использования
остаточного слуха для развития речи.
Р. М. Боскис слуховую недостаточность у ребенка оценивает с точки зрения речевого развития при данном нарушении слуха. По этому критерию проводится отграничение тугоухости от глухоты.
Глухота-стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохр остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки. При аудиометрии обнаруживается потеря слуха свыше 80 дБ.
Глухой - к категории глухих относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не возможно самостоятельное овладение словесной речью.
Тугоухость— стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившейся слуховой функции, восприятия обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от уха. По данным аудиометрии обнаруживается снижение слуха менее 80 дБ.
Слабослышащий- к категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное овладение речью.
Р. М. Боскис выделяет две основные'категории детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие.
При одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития. По этому критерию Р. М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.
Глухие ;
1.Ранооглохшие(2,5 - Зг) 2. поздноогл (7 лет) 3. глухие+нар зрения 4.гл+нар интеллекта
Слабослышащие
1. слабослышащие дети, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, нарушения в произношении и др.);
2. слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).
3. сл слыш + наруш интеллекта
4. сл слыш +нар зрения
Слабослышащие. Псих.-пед. характеристика:
Общее с глухими
1. Обедненный словарный запас, не соответствующий возрастным требованиям.
2. Наличие аграмматизмов в речи. В основном - ошибки согласования и дополнения.
3. У 3 и 4 группы сл/сл - интонация отсутствует.
Особенности от глухих
1. Сохраняется контур слова при выпадении отдельных частей. Количество слов.
2. Выпадает стечение согласных. Ударный звук остается.
3. Включает лишние звуки в слово, опираясь на смысловой слуховой опыт.
Особенности речевого развития сл/сл.
Сл/сл дети
Сл/сл дети часто обнаруживают следующие недостатки речи:
1. Недостатки произношения.
2. Ограниченный запас слов.
3. Недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается в неточностях произношения и написания.
4. Неточное понимание и неправильное употребление слов.
5. Недостатки грамм. Строя речи. Неправильное построение предложения
Неправильное согласование предложения
6. Ограниченное понимание устной речи.
7. Ограниченное понимание читаемого текса.
В произношении встречается ряд специфических особенностей:
1. Смешение сходных по звучанию и месту образования звуков Смешение звонких с глухими (держит - тержит). Смешение шипящих со свистящими (шапка - сапка). Смешение аффрикат с составляющими их звуками (цветы - светы). Замена р на л.
Смешение л' и звука Й (яблоко - ляблоко).
2. Отсутствие смягчений.
3. Лишние смягчения.
4. Пропуски согл. при сложных стечениях (обманул - оманул).
5. Пропуски безударных частей слова (подметает - метает; надевает - девает).
Особенности речевого развития глухих:
Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтение, письмо).
Дактилология.
Особенности речевого развития:
1. Особенности произношения в следствие наложения дактильной речи.
2. диффузное значение слов.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником, вследствие недостаточного понимания читаемого текста.
5. Ограниченный запас слов и неточное понимание значений известных ребенку слов.
6. Недоразвитие грам.строя речи и непонимание значений грам.форм (часто это провоцируется влиянием жестовой речи).