Дифференциация и индивидуализация обучения

Центральная идея в реформах школы: идея индивидуализации обучения, соотнесения содержания и темпов обучения с возможностями и интересами ребенка.

Основное назначение и смысл индивидуализации состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей.

Индивидуальность – совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения; особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Индивидуализация обучения - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует с одним учеником; ученик взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

*Помимо индивидуализации можно говорить также об индивидуальном подходе – принципе педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Вопрос: Какие индивидуальные особенности учащихся следует учитывать в процессе обучения? /…/

Два способа решения проблемы индивидуализации обучения.

А. Собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Б. Дифференциация: к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности и другим параметрам.

Для этого учеников делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; способные, средние, отстающие…

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Индивидуализация обучения в зарубежных странах: экспериментирование с формами организации обучения, альтернативными классно-урочной.

Дальтон-план: 1919 год, г.Дальтон, США, Елена Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом.

*Аналог в России: «Метод проектов» или «бригадно-лабораторный метод» - применялся во многих школах и вузах в 20-е годы 20 века. Классно-урочная система объявлялась отжившей формой и заменялась бригадно-лабораторным методом, который в 1932 году был отменен.

Батовская система (США): учебный процесс делится на две части: урочная работа со всем классом и индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях (отстающие и те, кто отличается развитыми способностями).

План Трампа (США): система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции для 100 – 1500 человек занимают 40% времени; дискуссии и обсуждение лекций в группах 10 – 15 человек с меняющимся составом – 20% времени; индивидуальная работа – 40 % времени.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ.

А. Индивидуальное обучение.

Формы индивидуальных занятий: репетиторство, гувернерство, семейное воспитание, самообучение, тьюторство. /Тьютор – научный руководитель учащихся. Учителя могут осуществлять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель/.

В современной массовой /российской/ школе индивидуальное обучение в «чистом» применяется очень ограниченно, преимущественно для занятий с девиантными детьми /А.В.Хуторской/.

Б. Построение индивидуальных образовательных траекторий -

- результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности;

- персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

В. Технологии внутриклассной индивидуализации обучения.

Технология индивидуализированного обучения Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.

Адаптивная система обучения А.С.Границкой: оригинальная нелинейная структура урока. первая часть: обучение всех, вторая часть: самостоятельна работа учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками.

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д.Шадриков): Разработаны учебный план, программы и методические пособия для 6 уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. Выбор уровня сложности делается не «навсегда», как в классах «выравнивания», а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащихся.

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Дифференцированное обучение – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Виды дифференциации. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп: По возрастному составу /школьные классы, разновозрастные группы/. По полу /мужские, женские, смешанные классы, группы, школы/. По области интересов /гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и др. группы, направления, отделения, школы/. По уровню умственного развития (уровню достижений). По состоянию здоровья.

По организационному уровню гомогенных групп. Внешняя дифференциация: Региональная – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи). Внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны). Межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы). Внутренняя дифференциация: Внутриклассная, внутрипредметная (группы в составе класса).

Дифференциация по уровню умственного развития: Истоки: Маннгеймская система. Особенности дифференциации по уровню умственного развития (уровню достижений). Оценивается неоднозначно, так как есть как очевидные положительные, так и очевидные отрицательные стороны.

(+)Исключается уравниловка, усреднение детей. Появляется возможность уделять внимание как сильным, так и слабым учащимся /коррекционные классы, классы педагогической поддержки, классы «выравнивания»/. Более эффективна работа с трудными учащимся, плохо адаптирующимся к общественным нормам. Слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех. Сильные ученики быстрее и глубже продвигаются в образовании.

(–)Деление детей по уровню развития негуманно. Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства. Несовершенство диагностики: в разряд слабых могут переводиться неординарные дети. Понижается уровень мотивации в слабых группах. В сильных группах возникает иллюзия исключительности.

Уровневая дифференциация обучения на основе образовательных результатов (В.В.Фирсов).

Вводятся два стандарта:

Уровень, который школа обеспечивает интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и уровень, которого должен достичь каждый.

Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Наши рекомендации