Педагогические идеи Возрождения
Эпоха Позднего европейского Средневековья (Х1У - начало ХУ11 вв.) ознаменовалась событиями, которые в корне меняли приоритеты и подходы к воспитанию и образованию. Состоявшаяся «педагогическая революция» была связана с культурными и идейными движениями, получившими название Возрождения и Реформации. Представители этих движений осуждали суровость традиционного воспитания, были не удовлетворены состоянием связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания. Они с сарказмом говорили о средневековых штудиях и учебниках, практике тогдашнего воспитания и образования.
Педагогическая мысль отразила конфликт между средневековой католической педагогикой, с одной стороны, Возрождением и Реформацией, с другой. Это, впрочем, не исключило конвергенции философско-педагогических взглядов участников конфликта. Так один из идеологов Реформации Мартин Лютер (1483-1546) советовал хранить средневековую традицию обучения латыни - общего языка «республики письма». В свою очередь один из вдохновителей Контрреформации, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491 ? - 1556) считал своим учителем в вопросах воспитания выдающегося деятеля Возрождения Хуана Луиса Вивеса (1492-1540).
В основе компромисса лежал поиск «третьего пути» между формулами римско-католической педагогики и подходами к воспитанию и обучению, которые выдвинуло светское государство. Итогом поиска оказались радикальные изменения в программе воспитания и обучения. Первым из них явились пересмотр места грамматики в программе образования и превращение её из главной учебной дисциплины во вспомогательную. Затем последовали и другие изменения, которые заметно повернули в сторону светскости предпочтения в школе и педагогической мысли.
Развитие западноевропейской педагогики и школы в X1V – первой трети XVII в. тесно связано с происходившими социальными, экономическими, политическими и педагогическими процессами в обществе. Феодальные отношения прошли за этот период путь от безраздельного господства и расцвета до застоя и упадка. Рождалось индустриальная цивилизация, которой потребовались иные педагогика и учебные заведения.
Прекрасную страницу в летопись мировой педагогической мысли вписало культурное движение, прошедшее под знаком гуманистических идей Возрождения. Принадлежавшие к нему лучшие умы Европы провозглашали человеческую личность главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Сами идейные представители Возрождения нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.
Ростки педагогического гуманизма появлялись в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV—XVI вв. стал для европейца более пространным и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретенное в середине XV в. книгопечатание.
Гуманисты заново открыли, как много в культуре и образовании сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы. Из материала обучения она становится олицетворением идеалов воспитания. В духовном наследии античности Эллады и Рима стремились черпать то, чтобы было утеряно, — традицию воспитания физически, эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если католическая церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать все надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который брал на себя ответственность за свою судьбу.
Философы-гуманисты разрушали идейную основу средневекового воспитания - схоластику. Схоластика изживала себя, поддерживая отрыв мысли от реальной действительности, логическую несвободу, авторитаризм, субъективизм и произвольность, играя в дефиниции, поощряя компиляцию и комментирование. Она сводила цель гуманитарного образования к приобретению навыков апологетики, что доходило нередко до абсурда. Философы-гуманисты обвинили схоластику в «самоуверенном невежестве». Они возвратили в философско-педагогическую мысль скепсис, поиск истины.
Сигнал уничтожающей критике схоластики был подан трудами Николая Кузанского (1401-1464). В противовес схоластике он говорил о сложности и противоречивости процесса обучения. Единственно возможным путем познания мира и Бога признавалось «отрицательное мышление». Кузанский говорил о прирожденной способности суждения, которая проявляется в общении с миром природы, при интеллектуальном ее созерцании: «В своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все - вне всякой сложенности из частей, и не так, что одно есть это, а другое - иное, а так, что все есть одно и одно есть все». Познание, по Кузанскому, беспредельно, ибо истина неисчерпаема. Знание характеризуется как интеллектуальное прозрение, «постижение непостижимого».
Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от средневекового рыцарского воспитания, когда помышляли о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты имели в виду формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античная традиция, доказавший свою жизненность опыт Средневековья, а также идеи – провозвестники нового общества. Представители Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив правильный латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из античной литературы воспитательно-дидактический материал: идеи государственного устройства — у Аристотеля, уроки военного искусства — у Цезаря, агрономические познания — у Вергилия и пр. Если средневековая схоластическая традиция предпочитала, прежде всего, философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.
Колыбельюевропейского Возрождения стала Италия. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л..Альберти (1404—1472), В. да Фельтре (1378—1446), Л.Б. Гуарино Гуарини да Верона (1374—1460) и др.).
В Италии заговорили о новом типе человека - гражданине. Речь шла о формировании члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать «совершенные добродетели и полное счастье». Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания нового человека — изучение классической греко-римской культуры.
В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана. К ним, например, обратились Витторино да Фельтре и Леон Батисто Гуарини. Итальянские гуманисты взарождающихся школах нового типа произвели радикальные перемены в методиках обучения, исходя из специфики детства и ребенка. Так Л. Б. Гуарини совершил подлинный переворот в представлениях о детских учебниках. Он отверг темные средневековые тексты с невнятной, изложенной в стихах грамматикой, предложив вместо этого доступные детям учебные грамматические комментарии
Как руководитель дворцовой школы в Ферраре, Б. Гуарини непременными компонентами обучения считал не только классическое образование, но и новые языки и литературу, естественнонаучную подготовку, что шло вразрез со средневековой традицией. Оценивая педагогическую значимость подобного образования, Б. Гуарини указывал: «Ни одна из отраслей знания не охватывает такого множества предметов, как та ученость, которую я пытался описать». Школа в Ферраре, давала такое образование. Здесь было больше, чем обычно, занятий по естественнонаучному циклу, велось обучение некоторым профессионально-трудовым навыкам.
В числе воспитанников возглавляемого В. да Фельтре в Мантуе учебного заведения, именовавшегося Дом радости, оказалось до 80 отпрысков знати и представителей высших сословий. По суждению В. да Фельтре, воспитание должно было содействовать гармоническому развитию «тела, ума и сердца». Воспитанники постоянно и много упражнялись физически: занимались верховой ездой, спортивной борьбой, фехтованием, стрельбой из лука, бегом, плаванием; проводились военизированные игры. Наставники следили за соблюдением воспитанниками правил личной гигиены, умеренности в еде. Девизом умственного образования были слова В. де Фельтре: «Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор». Основой учебной программы являлись классические языки и литература. Предпочтение отдавали чтению и комментированию поэм Гомера, произведений Демосфена, Вергилия, Цицерона. Кроме того, изучались математика, логика, живопись, музыка, правила этикета, осваивалось искусство танца. Педагогическим новшеством было совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Важное место занимало нравственное воспитание, окрашенное христианской религией (Витторино де Фельтре лично преподавал религию). Руководитель Дома радости избегал телесных наказаний («в одной любви заключается радость и достоинство учителя»). Особое значение придавалось пробуждению в учениках стремления к самосовершенствованию («умственного честолюбия»).
Педагогические идеи Возрождения во Франции.ИдеиВозрожденияизИталии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма Возрождения. Из Сорбонны эти идеи распространились в Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и образования, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.
Франсуа Рабле (1494-1553) едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого — духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.
Гаргантюа — герой одноименного романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из своего питомца сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение служит пищей поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты). Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведут беседы, которые помогают узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни — пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы.
Мишель Монтень (1533-1592) в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению. По меткому замечанию одного из французских историков педагогики, Монтень «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое индивидуальное природное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение («трубят в уши, будто воду льют»). По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: «большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу».
Признавая необходимость опереться в воспитании на склонности и задатки детей, Монтень сетовал, что сделать это с раннего возраста затруднительно: «Склонности детей в раннем возрасте проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и неопределенны, что составить себе на этот счет точное суждение очень трудно».
Воспитание Монтень видел очень широко: «Мир наш только школа, где мы учимся познавать». Основную цель образования Монтень усматривал в «самопознании, а также обучении достойно жить и умереть». Он замечал, что люди и животные - дети одной матери Природы, так что следует прививать детям уважительное отношение ко всему сущему. В познании отдавал преимущество чувственному опыту.
Размышляя, каким должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель». Предлагая добиваться осмысленного отношения к учебе, он писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл, и самую суть его». Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования («нельзя обучать многому»). Полезно организовать разнообразные связи учащихся с окружающим миром — со знатоками наук, умными и благожелательными друзьями, посещать иные страны. В ходе образования следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены, прежде всего, в античности. Умственное образование, по Монтеню, это своеобразное личное присвоение знаний: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания. Нужно, однако, сделать их собственными». Идеалом для Монтеня был не умудренный «голой ученостью», а человек, одновременно обладавший «добрыми нравами и умом».
Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы.ИзИталиии Франции педагогическое движение перекинулось в остальные страны Европы, оставив заметный след в истории школы и педагогики. Так, Р. Агрикола (1445-1485) воспитал немало учеников, которые создали школы в германских государствах и на севере Европы. А. Гегиус (1468-1498) возглавлял «школы братьев общей жизни» в Девентере и Люттихе. Ректор Гейдельбергского университета Я. Вимпфелинг (1450-1522) сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа, ратовал за введение новой школьной дисциплины — национальной истории и написал учебник «Очерк германских деяний», который использовался при преподавании такого предмета. Школы нового типа на началах «христианского гуманизма» (например, школу святого Павла в Лондоне) основал Дж. Коллет (1464-1519). Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал У. фон Гуттен (1488—1523) (Германия).
Один из «властителей дум» Возрождения Эразм Роттердамский (1466 / 69-1536) в сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества — невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. В основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» и других трудах по воспитанию («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Эразм Роттердамский подчеркивал, что вне воспитания нельзя достичь эффективного развития человека. Он был среди первых мыслителей, приоткрывших особый мир детства, положив начало изучению этого мира.
Эразм считал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни: «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». С раннего возраста целесообразно «насаждать образование, особенно изучение языков». Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивают желание учиться. Осуждая грубых учителей, Эразм писал: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа». Эразм не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников: «Не следует приучать ребенка к ударам... Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух — к упрекам... Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»
Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме естественнонаучные знания.
Европейскую славу снискали Хуан Луис Вивес (1492-1540). Он родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. «Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным», — писал о нем современник - английский мыслитель Т. Мор.
Главный педагогический труд Вивеса - «О порче нравов». В этом и других сочинениях («О преподавании наук», «Воспитание христианской женщины») Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать «кротость» и «строгость» с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания.
Среди тех, кто заслужил память благодарного человечества, - английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В центре утопической теории Т. Мора стоял человек, который имеет право на всестороннее гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт, исключительно честный человек. Будучи лорд-канцлером, был казнен, отказавшись пойти против своих религиозно-политических убеждений.
В книге «Утопия» Т. Мор описывал идеальное общество и излагал идеалы воспитания и обучения. Цель социальных учреждений в таком обществе выражалась в том, чтобы каждый мог развивать «свои духовные силы», заниматься «изучением наук и искусств». В деятельности человека выделены общественные и личные стороны, которые проявляются в любви к труду, скромности, добродетели, взаимопомощи. Т.Мором намечены несколько принципиальных педагогических идей: равенство образования независимо от пола; равное начальное обучение; преподавание на родном языке программы полезных светских знаний (чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и пр.); необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании «К моим возлюбленным детям» он пишет: «Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало».
Человек, по Мору, «рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию». В этих суждениях заключен протест против воспитания религиозного аскетизма. Вместе с тем Т. Мор строил нравственное воспитание на началах религии (священники должны «наставлять в нравах»). Правоверный католик, он, однако, далек от религиозного фанатизма. В Утопии царит свобода вероисповеданий. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: «Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке».
Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. «Способности у утопийцев, — писал он, — изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни».
Томас Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. В Утопии такое образование осуществляется в виде ученичества и в государственных школах. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в труде. Труд не мешает жителям Утопии посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они умеют прогнозировать погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке.
Особое внимание Мор уделил проблеме женского образования. Мужчины и женщины Утопии равны в образовании, ибо «природа одинаково благоволит ко всем». Он ценил в женщине ученость в сочетании присущих ей добродетелей. «Когда существо женского пола соединяет хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю ее выше сокровищ Креза и красоты Елены... Разница пола в смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости».
Среди поздних итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568—1639). Он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город солнца». В утопии «Город солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.
Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В городе солнца заботятся об улучшении «породы людей», так как убеждены, что это — основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря воспитанию и жесткому биологическому отбору жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью.
Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с 7 до 10 — к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет — познают математику, медицину и прочие науки. Предлагалось оживлять обучение путем наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки. Дети, без труда и как бы играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста». Широко используется принцип соревнования. Преуспевающие в науках и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки. Солярии воспитаны в духе религии «как закона природы». Их Бог — Солнце, природа. Они вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.
В целом как видно между идеалами Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Безусловно, идеи Возрождения (природосообразности воспитания, демократизации системы обучения, обогащения содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер. Ряд педагогических идей Возрождения был попросту выхолощен. Именно так произошло при распространении в первой половине XVI в. установок т. н. филологического образования. Трактовка гуманистического образования как программы духовного, общественного, физического становления личности сузилась до знакомства с частью классической литературы, изучения латинской грамматики, изощрения навыков красноречия.